«Мы заявили ходатайство о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, то есть за отсутствием состава преступления», – приводит «Интерфакс» слова адвоката Ходорковского Вадима Клювганта.
#{quote1}
Адвокат подчеркнул, что защита говорила «не только о том, что нет в действиях ничего преступного», но и о «нарушении конституционных прав подзащитных на протяжении всех лет преследования».
По словам Клювганта, защита обратила внимание суда, во-первых, на то, что уголовное дело возбуждалось не процессуально, как это предусмотрено законом. Во-вторых, от защиты скрывались доказательства, а Ходорковский и Лебедев узнали о том, что являются подозреваемыми, лишь по прошествии нескольких лет.
Защитник уточнил, что ходатайство защиты состоит из 29 страниц и является «большим, комплексным, общим ходатайством».
Клювгант подчеркнул: защитой «были получены письменные объяснения двух членов-директоров компании ЮКОС, иностранных граждан, у которых нет причин лукавить». Указанные лица, имена которых не раскрываются, поскольку в суды эти документы еще не предъявлены, рассказывают, «что делал ЮКОС в те годы», а также дают свою оценку предъявленному обвинению Ходорковскому и Лебедеву, которые они косвенно примеряют на себя.
По словам адвоката, в этих объяснениях члены совета директоров ЮКОСа, говоря об обвинении Ходорковского и Лебедева, указывают на то, что «это полный абсурд, полная неправда, и этого не то что не было, но и быть не могло».
#{help=262024}
Таким образом, рассмотрение второго дела Ходорковского и Лебедева, как и предсказывали эксперты, получается тяжелым.
Напомним, на первом дне предварительных слушаний адвокаты заявили отвод гособвинителям Дмитрию Шохину и Валерию Лахтину, которые в 2004–2005 годах уже участвовали в процессе по делу ЮКОСа. По мнению защиты, они заинтересованы в исходе процесса.
«Мы заявили такое ходатайство, потому что они нам хорошо известны. Мы предъявили много аргументов и фактов о том, что эти прокуроры не закон блюдут, а добиваются нужного им и их руководству решения суда», – цитировало адвоката Вадима Клювганта РИА «Новости». Однако в удовлетворении ходатайства было отказано.
Защитники также озвучили намерение заявить ходатайство об изменении подсудности второго уголовного дела в отношении бизнесменов и переводе его в другой суд.
«У нас есть соображения о том, где должно быть рассмотрено это дело, но мы подождем, что скажет прокуратура. Ходатайство будет заявлено позже», – заявил адвокат Лебедева Александр Ривкин.
Защитники также ходатайствовали о том, чтобы Ходорковский и Лебедев участвовали в процессе, сидя за столом адвокатов, и просили обеспечить конфиденциальность общения с подзащитными. По словам Москаленко, ее общению с Ходорковским мешают сторонние лица. «Единственная проблема – это то, что конвой ограничивает наши контакты с ними, не дает возможности общаться», – пояснила она.
Во второй день предварительных слушаний поступили новые ходатайства защиты об отводе участников процесса. На этот раз отвод был заявлен судье, разбирающему дело. По мнению адвокатов, председатель Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин не соблюдает принцип независимости в ходе слушаний.
Однако Данилкин взять отвод отказался. «Согласно российскому законодательству вопрос об отводе судьи находится в компетенции самого судьи, – прокомментировал ситуацию газете ВЗГЛЯД председатель «Движения за права человека» Лев Пономарев. – Это довольно нелепая ситуация, и я не могу назвать ни одного случая, когда подобное ходатайство было бы удовлетворено. Тем не менее, на мой взгляд, адвокаты предприняли правильные действия: документированный отказ судьи взять отвод потом может быть представлен в вышестоящую инстанцию или в Европейский суд по правам человека и сыграть положительную для стороны защиты роль».
В третий день стал известен состав свидетелей: в частности, в списках значится Василий Алексанян, ранее занимавший должность вице-президента ЮКОСа, и нет фамилии Светланы Бахминой. Однако участие первого также остается под сомнением: Алексанян, который по состоянию здоровья выпущен под залог, может и не явиться на слушания. По заключению медиков, «ввиду СПИДа и рака лимфатической системы, диагностированных у Алексаняна, его участие в следственных действиях запрещено» – это может представлять угрозу для его жизни.
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, 17 февраля заместитель генерального прокурора РФ Виктор Гринь утвердил обвинительное заключение для Ходорковского и Лебедева. По версии следствия, в 1998 году они присвоили акции Восточной нефтяной компании стоимостью 3,6 млрд рублей, а затем похитили у дочерних структур ЮКОСа нефть почти на 900 млрд рублей и легализовали часть дохода.
«Ходорковский и Лебедев обвиняются в том числе в хищении чужого имущества, совершенном организованной группой в особо крупном размере, пользуясь служебным положением, а также в совершении финансовых операций и иных сделок денежными средствами, приобретенными заведомо незаконным путем», – сообщается на сайте Генпрокуратуры.
По словам адвоката Ходорковского Юрия Шмидта, учитывая, что фигурантам дела предъявлены обвинения по нескольким статьям Уголовного кодекса, им грозит по 22,5 года лишения свободы.