Общество

4 марта 2009, 19:01

Участники женевского автосалона борются с кризисом

Фото: salon-auto.ch

Несмотря на кризис, никто из автомобильных гигантов не отказался от участия в 79-м автосалоне, открывшемся в Женеве. В этом смысле швейцарский форум оказался на голову выше последних выставок в Детройте и во Франкфурте, которые недосчитались нескольких постоянных участников. Правда, для некоторых компаний эта выставка может стать последней, значит, именно их разработки должны ответить на вопрос, волнующий мировой автопром: «Каким же быть посткризисному автомобилю?»

Сейчас мало кто возьмется предсказывать, доживут ли до следующей весны Daihatsu, Saab, Hummer, Cadillac, Mitsubishi или Lancia.

Горькая реальность именуется «кризисом сбыта». Чистка рынка и консолидация неизбежны

Никогда еще автомобильная промышленность не оказывалась в условиях настолько стесненных – финансовые проблемы, ужесточение экологического контроля, падение спроса... В январе продажи машин в Европе упали на 27%.

Консалтинговая компания Global Insight ожидает, что в этом году в Евросоюзе на дорогах появится около 12 млн новых машин (на 2 млн меньше, чем в прошлом). Мировые обороты автопрома в прошлом году оказались на две трети меньше ожидаемых. Мрачны прогнозы и на этот год. Аналитики McKinsey предсказывают потери как минимум в миллиард долларов.

«Горькая реальность именуется «кризисом сбыта», – описывает ситуацию немецкая газета Badisches Tagblatt в репортаже, посвященном Женевскому автосалону. – Трудность положения GM, Chrysler and Co. в продуктах умеренного качества, малоэффективной структуре, а также в том простом факте, что производство машин превышает спрос. Чистка рынка и консолидация неизбежны».

На скорое улучшение ситуации никто не рассчитывает, однако все убеждены, что хорошие времена когда-то наступят. «Женева – это своего рода взгляд на то, как будет после кризиса, на время после 2010 года», – замечает Фердинанд Дуденхеффер, автомобильный эксперт из университета Дюисбурга. По словам профессора, «никогда еще исследования рынка и концептуальные машины не были настолько важны, как в 2009 году».

На территории выставочного комплекса Palexpo на окраине Женевы до середины марта свои новинки представляют 250 автомобильных фирм. Запланированы 130 мировых и европейских премьер.

Однако в первые дни автосалона у всех на устах оказалась курьезная новинка из Индии. В прошлом году, насмешив народ самой дешевой в мире малолитражкой (1 600 евро за штуку), компания Tata объявила о намерении выйти на европейский рынок. Малолитражка Tata Nano Europa (ширина 1,58 м, длина 3,29 м), которая, как следует из названия, предназначена специально для жителей Старого Света, будет стоить не больше 5 тыс. евро. Первые Nano должны поступить в продажу в Испании, Италии и Польше. Индийские конструкторы называют свое детище «самой дешевой машиной Европы», с чем едва ли готовы согласиться их коллеги из Volkswagen, которые по той же цене продают модели Fox.

«Кризис действует, как уборщик. Он вынуждает нас сконцентрироваться на самом главном», – заявил на автосалоне Мартин Винтеркорн, глава немецкого гиганта Volkswagen. Он заверил, что 2009 год для его компании будет убыточным, но не провальным: по прогнозам, обороты снизятся на 10%. Представительство VW на автофоруме подтверждает, что машины этой марки конкурентоспособны в новые посткризисные времена. К примеру, новая версия Polo потребляет не больше четырех литров топлива на 100 км. Полным ходом идет работа над созданием электромобиля. Правда, по словам Винтеркорна, в серийное производство такие машины будут запущены не раньше чем через десять лет: батареи, придуманные инженерами VW вместе с партнерами из Toshiba и Sanyo, все еще недостаточно энергоемки.

Кризис действует, как уборщик. Он вынуждает нас сконцентрироваться на самом главном

Вообще, у электромобилей неплохое будущее. В «Зеленом павильоне» компания Toyota демонстрирует электромобиль «Pius Plug-in». «Зеленеют» и спортивные машины: на электричестве работает американская Tesla, набирающая 100 км/ч за четыре секунды. Уже в этом году серийный выпуск электромобилей начинает Mitsubishi. Скоро на дорогах может появиться и Ampera, электрическая новинка Opel (в США эта машина появилась под именем Chevrolet Volt). Правда, для этого немецкой фирме еще надо решить серьезные финансовые проблемы.

«Зеленей не бывает», – так отзываются гости автосалона об электрической версии Smart fortwo. По словам разработчиков, двигатель машины работает настолько тихо, что пришлось оснастить автомобиль специальным звукогенератором, чтобы не пугать пешеходов неожиданным появлением.

Свою версию эко-авто в Женеве представила и шведская фирма Koenigsegg. Гоночный электромобиль Quant разгоняется до 100 км за 5,2 сек; его максимальная скорость 275 км/ч. В движение машину приводят два электромотора. Разработчики утверждают, что 30-минутной заправки батарей достаточно, чтобы преодолеть 500 км. По дороге Quant подзаряжается от солнца – он оснащен солнечными батареями.

Но главный вопрос, который волнует и производителей, и потребителей: у какого автомобиля есть будущее? «Машиной переходного периода» называет немецкий эксперт Франк Швопе автомобили-гибриды, у которых двигатель внутреннего сгорания дополняется электромотором. Но в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung аналитик назвал такие автомобили «не слишком экономичными». Он убежден, что будущее за электромобилями. Правда, для разработки подобных машин необходима государственная поддержка. Об этом говорят и эксперты Deutsche Bank, представившие на выставке в Женеве результаты своего последнего исследования авторынка.

Пока машины, работающие на бензине и дизеле, выгодней своих «альтернативных» конкурентов. По данным, которые приводит газета Handelblatt, классические автомобили в ближайшие десять лет сохранят свое доминирующее положение. К 2020 году каждая десятая машина будет гибридом или работающей от электричества.

Текст: Константин Куц,
Германия

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о прямом участии НАТО в конфликте на Украине

Зампредседателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев сообщил, что страны НАТО полностью включились в конфликт на Украине, отметив возможность его эскалации.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?