В Японском море у мыса Мусудан пограничные органы Северной Кореи задержали российское судно «Омский-122», передает «Интерфакс».
Этот район объявлен властями КНДР зоной, закрытой для посещения иностранцами, поскольку там находится ракетная база «Мусан-ри». В этом районе кораблям запрещено подходить к берегу ближе чем на 25 миль.
Теплоход «Омский-122» уже отконвоировали в северокорейский порт Кимчхэн. О причинах задержания пока не сообщается.
По имеющимся данным, корабль принадлежит компании «Амурское пароходство». Какой груз перевозил теплоход, пока не уточняется.
Напомним, ровно год назад в том же районе был задержан российский теплоход «Лидия Демеш», перевозящий партию автомобилей из Японии. Судно было остановлено в 3–5 милях от побережья страны у мыса Мусудан, где располагается ракетный полигон КНДР.
Капитан «Лидии Демеш» был вынужден приблизиться к берегу из-за сильного шторма, бушевавшего в тот день. В таких обстоятельствах он не успел заблаговременно предупредить корейские власти о намерении войти в территориальные воды КНДР, как того требуют местные правила.
Аналогичный случай у мыса Мусудан произошел и в декабре 2005 года. Российский теплоход «Терней», принадлежащий приморской судоходной компании «Ардис» и шедший с грузом из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, попал в шторм.
Поскольку судно относилось к классу «река – море», капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, в поисках укрытия принял решение войти в территориальные воды КНДР. Он поставил об этом в известность пограничные власти Северной Кореи и даже получил соответствующее разрешение, о чем есть запись в судовом журнале. Но вскоре судно было остановлено северокорейскими пограничниками. Они поднялись на борт и потребовали от капитана взять курс на порт Кимчак.
Руководство судоходной компании запретило капитану это делать, опасаясь последствий шторма. В результате теплоход и 14 членов его экипажа были задержаны.
Тот инцидент разбирался с участием российских дипломатов. «Генконсульство России просило освободить судно, поскольку по международному праву оно имело право на мирный проход. По данным капитана, который поддерживает связь с судовладельцем, подход к берегу был вынужденным», – сообщили в дипмиссии.
МИД России назвал то расследование неоправданно затянувшимся.