Командир экипажа самолета Ил-76, задержанного 12 декабря в аэропорту Бангкока с грузом нелегального оружия, сделал неожиданное признание.
Не знаю, что хозяева груза собирались делать с ним дальше, но нас нанимали довезти самолет и груз до Киева – аэропорт Борисполь
По словам Ильяса Исакова, пунктом назначения воздушного судна значилась Украина, сообщает ИТАР-ТАСС.
«Мы летели на Украину, – говорится в сообщении командира, переданном его адвокатом. – Не знаю, что хозяева груза собирались делать с ним дальше, но нас нанимали довезти самолет и груз до Киева – аэропорт Борисполь».
Письменное интервью Исакова было передано в агентство адвокатом, навестившим клиента в тюрьме Бангкока «Клонг Прем». В нем командир в очередной раз заявляет, что экипаж не знал о наличии на борту оружия.
«Груз представлял собой буровые трубы метров по шесть в длину и в диаметре более 30 см. На борту этих труб было не менее 25 тонн, остальной груз находился в опломбированных закрытых деревянных ящиках. Ящики были обшиты белой материей, на которой была проставлена обычная гражданская маркировка, всего же мы везли 35 тонн 800 кг груза», – сообщил он.
«Мы летали на этом самолете и раньше, когда он принадлежал казахстанской компании. Мы единый экипаж и знаем друг друга много лет. Когда самолет был продан в Грузию, мы потеряли работу, и украинская компания «Авиатек», которая зафрахтовала самолет, наняла нас на работу. Это был наш второй рейс, до этого мы летали в Африку, отвезли туда самолет Ан-2 в состоянии неполной разборки», – рассказал Исаков. По словам командира, единственным новым членом экипажа был бортинженер Михаил Петухов из Витебска, которого назначили непосредственно перед рейсом в Северную Корею.
«В нашем полетном плане стояли две дозаправки: в Бангкоке, потому что нам не хватило бы топлива от Шри-Ланки до Северной Кореи, то же самое и на обратном пути. Посадка в Бангоке была не случайной, она была запланирована с самого начала», – подчеркнул Исаков.
Командир отметил, что фирма «Авиатек» сейчас никак не участвует в судьбе летчиков. «Украинская компания «Авиатек», которая нас нанимала и которая платит нам зарплату, пока совершенно не участвует в нашей судьбе. Они даже не прислали нам адвоката, – посетовал он. – Нам помогает посольство Казахстана в Бангкоке, все время навещают дипломаты и передают для нас пищу. Связь с родственниками была всего лишь раз, каждый поговорил по мобильному телефону в течение двух минут», – поведал Исаков об условиях содержания.
По мнению экспертов, груз, ставший причиной задержания летчиков, не мог предназначаться к использованию на Украине.
«В настоящее время Украина в основном экспортирует, а не импортирует оружие по той простой причине, что по своему составу и численности вооруженные силы Украины обеспечены с запасом, у них достаточно для этого своих производственных мощностей.
Либо это заявление – попытка кого-то «отмазать» и не в полной мере соответствует действительности, либо Украина исполняет роль перевалочного пункта. Здесь трудно дать однозначный ответ. Таиланд, в котором приземлился Ил-76, – перевалочный пункт или просто точка посадки самолета?» – сказал газете ВЗГЛЯД первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
«Если бы это было официальной закупкой Украины, не было бы тайных перебросок. Но не исключено и то, что оружие предназначалось для неофициальной поставки в третьи страны. Нельзя забывать, что украинское руководство тайно поставляло оружие в Грузию, и когда парламент об этом узнал, началось серьезное расследование этого преступного по украинским законам акта. Наплевали на закон, наплевали на все и поперли», – продолжил он.
В любом случае, отметил эксперт, говорить о непричастности летчиков тоже не приходится.
«Они обязаны были проанализировать, что это за груз, просто так что-то везти «втемную» они не имели права. В любом случае, на них лежит ответственность», – заключил Сивков.
Напомним, ранее появлялась неофициальная информация о том, что один из членов экипажа Ил-76 сообщил следователям, что самолет следовал из Северной Кореи на Украину с остановками в Бангкоке и Шри-Ланке, но те ему на слово не верят. По словам источника газеты Bangkok Post, пилоты могли изменить полетный план в любой момент.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, самолет, следовавший из Пхеньяна, запросил разрешение на посадку в аэропорту Донг-Мыанг в Бангкоке для дозаправки. По информации, предоставленной тайским властям, воздушное судно перевозило оборудование для бурения нефтяных скважин. Однако при проверке инспекторы обнаружили на его борту переносные зенитно-ракетные комплексы, гранаты к противотанковым гранатометам и боеприпасы к стрелковому оружию и, по некоторым данным, минометам. Общий вес оружия составил 35 тонн.
О том, куда направлялся груз, информация с самого начала стала поступать крайне противоречивая. По неофициальным данным властей Таиланда, местом посадки должна была стать одна из стран Южной Азии, возможно, Пакистан. Газета Bangkok Post сообщала, что груз предназначался для Шри-Ланки и Ближнего Востока.
Украинская компания «Авиатек», которая нас нанимала, пока совершенно не участвует в нашей судьбе. Они даже не прислали нам адвоката
Неясность оставалось и в вопросе принадлежности судна. С того момента, как самолет и его экипаж были задержаны, сообщения о том, кому принадлежит самолет, неоднократно появлялись и опровергались. От самолета открещивались официальные лица разных государств. В частности, в воскресенье руководитель Единой транспортной администрации Грузии Георгий Бокучава сообщил, что задержанный самолет зарегистрирован в Грузии, но был передан грузинским перевозчиком в аренду украинской авиакомпании. Однако министр иностранных дел Украины Петр Порошенко в понедельник заявил: «Самолет не является украинским. В составе экипажа нет украинцев. Этот самолет прилетел в Гостомель без груза 13 октября и 8 декабря вылетел без груза». В то же время председатель комитета гражданской авиации министерства транспорта и коммуникаций Казахстана Радильбек Адимолда отмечал, что арестованный Ил-76 принадлежит грузинской авиакомпании, однако до октября этого года состоял в государственном реестре Казахстана.
Первое время следствие пыталось выяснить, есть ли связь между экипажем самолета и гражданином РФ Виктором Бутом, полтора года находящимся в таиландской тюрьме по запросу США. По мнению некоторых экспертов, ранее самолет был зарегистрирован на три компании, которые власти США считают подконтрольными Буту. За свою жизнь судно сменило не одного владельца и место прописки и выполнило множество рейсов по доставке оружия в «неспокойные страны».
Однако Бут опроверг предположения о возможной причастности к этому самолету: «Я, Виктор Анатольевич Бут, заявляю, что появившиеся вчера и сегодня в прессе обвинения в том, что арестованный в Бангкоке самолет грузовой авиакомпании «Air West Georgia» якобы принадлежал одной из моих компаний, являются вымыслом и совершенно бездоказательны. Никакого отношения к упомянутому самолету я не имел. Обвинения без предоставления документов – это попытка создания негативного имиджа в общественном сознании. Их цель – повлиять на решение апелляционного суда Таиланда по делу о моей экстрадиции в США», – заявил он.
Позднее тайские власти признались, что связи между Бутом и экипажем судна, находящимися, кстати, в одной тюрьме, они действительно не обнаружили.
Пилоты, которым грозит смертная казнь по обвинению в нелегальном хранении взрывчатых веществ, и ранее настаивали на том, что их «подставили» и о характере груза они ничего не знали.
«Мы, экипаж самолета Ил-76, бортовой номер 4L-AWA, выполнявшего рейс AWG-731/732 по маршруту Киев – Баку – Бангкок – Пхеньян – Бангкок – Фуджейра – Киев, заявляем, что в Пхеньяне во время загрузки самолета экипаж находился в гостинице. На борту мы нашли опечатанный и опломбированный груз. Мы только проверили крепления.
Украинская компания-фрахтователь «Авиатек» и грузинская компания-оператор самолета Air West Georgia заверили нас, руководствуясь условиями контракта, что груз имеет общегражданский характер», – говорится в заявлении экипажа.
«При досмотре самолета в Бангкоке мы не присутствовали», – заявил экипаж.
«Мы хотим заявить, что являемся перевозчиками грузов гражданского и общего назначения. Если бы мы знали, что в самолет загружено оружие, мы бы отказались выполнять полет», – сообщил экипаж.
Содержание под стражей в качестве меры пресечения на время расследования избрал для экипажа Уголовный суд. Мера пресечения продлевается каждые 12 дней, очередное заседание, продлившее срок ареста, состоялось в пятницу. Всего на проведение следствия по уголовным делам таиландское законодательство предусматривает 84 дня. Если следствие не будет завершено в срок, прокуратура может запросить у суда разрешение на продление срока расследования.