Оставив пока в стороне вопросы о конечном получателе груза, попробуем разобраться с подоплекой этой истории. Итак, самолет с грузинской регистрацией 4L-AWA, принадлежащий компании Air West Georgia, задержан в аэропорту столицы Королевства Таиланд с грузом оружия на борту.
Груз состоял из переносных зенитно-ракетных комплексов, гранат к противотанковым гранатометам и боеприпасов, вероятно, к стрелковому оружию и, возможно, минометам. То есть налицо «джентльменский набор» любой повстанческой армии
Казалось бы, что в этом такого? Оружие – это товар, за редким исключением своим ходом от продавца к покупателю оно доставлено быть не может. Оружие перевозят, в том числе и воздушным путем. Но это касается лишь законных, задекларированных грузов. Правила перевозки военных материалов строго оговорены Международной конвенцией гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года), принятой в качестве официального документа Международной организацией гражданской авиации в 1963 году. Одна из ее статей четко определяет порядок провоза военных материалов, здесь уместно привести выдержку из этого документа:
Статья 35: Ограничения в отношении грузов.
а) Никакое военное снаряжение или военные материалы не могут перевозиться на территорию или над территорией государства на воздушных судах, занятых в международной навигации, кроме как с разрешения такого государства. Каждое государство в своих правилах определяет, что является военным снаряжением или военными материалами применительно к настоящей Статье, должным образом учитывая в целях единообразия такие рекомендации, какие может время от времени давать Международная организация гражданской авиации.
Очевидно, что таиландские власти не были поставлены в известность о характере груза и, действуя в соответствии с международными нормами, задержали его как контрабандный. По местным законам, достаточно, кстати, суровым даже по азиатским меркам, экипажу могут грозить сроки вплоть до пожизненного заключения.
Теперь собственно об авиакомпании, которой принадлежит самолет. Даже простой поиск в Интернете дает очень интересные результаты: имея час времени и немного терпения, любой читатель сможет проверить изложенные здесь результаты.
#{weapon}Согласно имеющимся сведениям, в распоряжении авиакомпании, помимо борта 4L-AWA, Air West Georgia имеются Ан-12 и Ан-26, всего три самолета, причем все − военно-транспортные. Далее, как указывает справочник авиакомпаний (Государства СНГ, том. 2, Москва, 25.09.2009), авиакомпания формально приписана в Копитнари (Республика Грузия), ее реальный адрес – Россия, 103027, г. Москва, аэропорт Внуково. Генеральным директором предприятия является некто Цаава Геннадий Владимирович. Между тем в регистрационных данных авиакомпании указано: АО «Авиакомпания Вест-Джорджия Грузия», Гульрипский район, ул. 1-я Бабушарская, 58. Для справки: Бабушара − аэропорт Сухума, Гульрипский район − район в Абхазии (sic!). Указанный в справочниках телефон +7 (495) 436-7395 совпадает с телефоном авиакомпании «Абавиа», которая одно время, до прекращения авиасообщений после Пятидневной войны выполняла чартерные рейсы между Москвой и Тбилиси. Компания зарегистрирована по адресу: Республика Абхазия, г. Сухум, аэропорт Бабушара. Гендиректором «Абавиа» является г-н Г. А. Пацация.
Дальнейшее изучение указанного справочника дает еще более забавные результаты: аэропортом приписки абхазской компании является Вазиани, Тбилиси. Заметим, что это основная авиабаза ВВС Грузии, по которой наносила удары российская авиация в ходе прошлогоднего конфликта, одной из сторон которого была... Республика Абхазия!
Далее следы таинственной авиакомпании совершенно теряются: по указанному в справочниках телефону отвечает ресторан «Светлана А. В.», расположенный во Внуково (пос. Внуково, Рейсовая 1-я ул., 12, аэропорт Внуково).
Дальнейшие поиски в различных справочниках и базах данных показывают, что вышеупомянутый Геннадий Владимирович Цаава является также гендиректором ТОО РУЕН, зарегистрированного по адресу г. Москва, ул. Шаболовка, 18. Сфера деятельности предприятия – негосударственная внешнеторговая деятельность. Однако, согласно данным ресурса «Яндекс-Карты», по указанному адресу находится шестиэтажный жилой дом, на первом этаже которого размещены различные учреждения − от салона красоты до турагенства, однако никаким представительством компании «Абавиа» здесь и не пахнет.
Изложенного достаточно, чтобы понять – история эта мутна до крайности. Дальнейший розыск таинственной авиакомпании и ее владельца, как кажется, – дело Генеральной прокуратуры, буде к ней поступит соответствующий запрос от коллег из Таиланда.
Теперь попробуем установить, кому мог направляться груз оружия из Северной Кореи. Хотим предупредить: все дальнейшие соображения – чистая спекуляция. Согласно сведениям, сообщенным таиландской стороной, груз состоял из переносных зенитно-ракетных комплексов, гранат к противотанковым гранатометам и боеприпасов, вероятно, к стрелковому оружию и, возможно, минометам. То есть налицо «джентльменский набор» любой повстанческой армии − от афганских талибов до перуанской «Синтера луминоса».
По сведениям полиции Бангкока, Ил-76 направлялся в одну из стран Ближнего Востока. С большой долей вероятности эта страна – Йемен. Напомним, что в последнее время в стране идет полномасштабная война между сторонниками действующего президента страны Али Абдуллы Салеха, поддерживаемыми Саудовской Аравией, и шиитскими повстанцами под руководством имама Абдул Малек аль-Хути, которого поддерживает Тегеран. Как известно, Иран имеет тесные военные контакты с северокорейским режимом, например, в области создания баллистических ракет, закупаются также вооружения и боеприпасы корейского производства.
В последние недели на стороне йеменского правительства активно действуют войска Саудовской Аравии, флот которой установил морскую блокаду побережья страны: теперь Тегеран не может снабжать своих союзников ни морским, ни тем более сухопутным путем. Остается одна возможность – авиасообщение: повстанцы все еще контролируют несколько аэродромов, способных принимать самолеты класса Ил-76.
Таким образом, события выстраиваются в логическую цепочку. А как же экипаж, подрядившийся на сомнительную работу? Вряд ли судьба летчиков волнует тех, кто был заказчиком этого загадочного рейса.