Положение российских моряков, оказавшихся в бедственном положении в двух разных концах света: в Панаме и ОАЭ, – начинает меняться, но в разные стороны. При этом в обоих случаях до окончательного решения проблем еще далеко.
Без денег моряки возвращаться в Россию не хотят
Российским морякам с судна Piruit, застрявшим из-за долгов судовладельца у берегов Панамы, доставлены вода и продукты питания, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на инспектора Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Петра Осичанского.
Сухогруз Piruit, в состав экипажа которого входят 11 российских моряков из Приморья, в конце апреля сел на мель при прохождении Панамского канала.
Судовладелец – компания ANABATIC LIMITED, Palm Grove Hause, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, – отказался оплачивать услуги по обслуживанию корабля, и судно было арестовано за долги.
Ранее сообщалось, что у команды заканчивается еда, а в качестве питьевой воды экипаж использует дождевую. Выйти в порт моряки не могут – им не дают разрешительных документов. Находящееся на рейде судно обесточено с 20 августа.
Помощь морякам оказывают сотрудники посольства РФ в Панаме, а также по линии Международной организации транспортных рабочих. Владельцем судна Piruit, плавающего под панамским флагом, является фирма ANABATIC LIMITED, Palm Grove Hause, зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Фирма-оператор Natie Shipping Co., Ltd. находится во Владивостоке.
Однако несмотря на то что угроза голода для моряков миновала, о скором разрешении проблем речи пока не идет. Задолженность по зарплате перед экипажем превышает 110 тыс. долларов, моряки не видели денег больше полугода.
В диппредставительстве не исключают, что сухогруз будет продан с аукциона, а вырученные деньги пойдут на зарплату морякам.
Есть и другой вариант развития ситуации: «Сейчас рассматривается предложение поработать на чартерных рейсах 3–4 месяца. Это позволит морякам нормально питаться, оплатить текущие долги, а позднее и выплатить экипажу зарплату, – сказал Осичанский, добавив, что «без денег моряки возвращаться в Россию не хотят».
Одновременно стало известно, что на другом судне – Magdalena, стоящем на рейде в порту Дубаи (ОАЭ), положение обостряется. Еще три члена экипажа начали голодовку, присоединившись к трём сотоварищам, которые в пятницу объявили о начале акции протеста.
Экипаж судна состоит из 16 человек, из них девять граждан РФ, двое – Украины, четверо – Филиппин, один – Эстонии. Они уже пять месяцев не получают зарплату, долг превысил 230 тыс. долларов.
В порт Дубаи судно прибыло на буксире после поломки главного двигателя.
В начале сентября члены экипажа обращались к инспектору ITF во Владивостоке за помощью. Они сообщили, что на судне закончились вода, провизия, а судовладелец – германская компания – на запросы моряков не отвечал. Тогда после многочисленных обращений экипажа и сообщений в СМИ о бедственном положении моряков на судно доставили продукты, воду и топливо, однако они тоже уже заканчиваются.
Россия ратифицировала конвенцию о найме и трудоустройстве моряков, но, по сути, ее не исполнила
«Моряки пали духом и почти потеряли надежду. Конечно, голодовка скажется на здоровье членов экипажа. От скудной пищи без витаминов у моряков еще до голодовки ухудшилось здоровье», – приводит РИА «Новости» слова Осичанского.
Напомним, за последние месяцы произошла целая серия инцидентов с удержанием российских экипажей в портах зарубежных государств. Во многих случаях моряки остаются брошенными без средств к существованию. Как правило, российские чиновники не интересуются судьбой российских моряков, ходящих под иностранными флагами, а судовладельцы нередко решают свои финансовые затруднения за счет невыполнения обязательств перед экипажами.
Одна из таких нашумевших историй завершилась в сентябре. Как писала газета ВЗГЛЯД, в августе экипажи российских судов «Профессор Воскресенский» и «Василий Ян», которые с прошлого года находились под арестом в порту Шанхая из-за долгов судовладельца, написали письмо российским властям. В своем обращении моряки, несколько месяцев не видевшие зарплат, просили президента РФ и генерального прокурора помочь им вернуться на родину и обязать судовладельца выплатить экипажам заработанные деньги.
Далее события развивались стремительно. Уже на следующий день президент РФ Дмитрий Медведев поручил первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову проконтролировать ситуацию с арестом российских судов. Одновременно о принимаемых со своей стороны мерах сообщила Генпрокуратура РФ, а министр транспорта пообещал, что проблемы будут решены со дня на день.
После вмешательства первых лиц государства компания внезапно нашла деньги и начала перечислять их морякам. А 14 сентября председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков сообщил, что судовладелец наконец оплатил работу китайских ремонтников. Арест с судов был снят, «Василия Яна» продали на металлолом, а «Профессор Воскресенский» вернулся в Россию. По факту систематических невыплат зарплаты работникам пароходства прокуратура возбудила уголовное дело.
Член РПСМ Вадим Мамонтов в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывал, что проблемы, с которыми сталкиваются российские моряки за границей, связаны не только с нечистоплотностью некоторых судовладельцев, но и с тем, что в России отсутствует государственный орган, который участвовал бы в разрешении подобных ситуаций, а ведомственные чиновники не демонстрируют желания помогать.
«Государственные органы не регистрируют трудоустройство моряков, – объяснил Мамонтов. – Россия ратифицировала конвенцию о найме и трудоустройстве моряков, но, по сути, ее не исполнила. Не назначила в соответствии с условиями этой конвенции исполнительный орган, надзирающий за соблюдением прав моряков при трудоустройстве, и не обеспечила просвещение.
Если я, моряк, гражданин России, брошенный где-нибудь в Африке, прихожу в свое консульство или посольство с просьбой о помощи, мне на законных основаниях отказывают, ссылаясь на положение о консульской службе. В нем сказано: если ты не состоишь на консульском учете, никто тебе помогать не будет».
«Просто наше государство расценивает наших моряков, работающих под иностранными флагами, как гастарбайтеров», – посетовал Мамонтов.