Любительское видео – ценный материал для тех, кто хочет своими глазами увидеть те или иные события. И очень странно, что многие журналисты отказываются от ярких видео-свидетельств «трагедии 8-8-8».
По крайней мере, Кирилл Бенедиктов утверждает, что в распоряжении осетинских властей уже давно находятся четыре ролика, скачанные с сотовых аппаратов убитых грузинских военных на компьютер Государственного комитета информации и печати Южной Осетии. Однако никто из аккредитованных при этом комитете журналистов до сих пор почему-то не удостоил их своим вниманием.
Если располагать видео в хронологическом порядке, то знаменитый ролик, продемонстрированный на прошлой неделе в эфире испанского телеканала RTVE с «ошибочными» комментариями, окажется, пожалуй, на предпоследнем месте.
Первое свидетельство пребывания грузинских войск было снято на подступах к Цхинвалу, где на одном из дорожных перекрестков прежде возвышалась колонна с именем города.
На кадрах одного из уцелевших роликов видно, как грузинские солдаты пытаются свалить ее танком, что в итоге им вполне удается, а затем второе видео демонстрирует батальон солдат на привале неподалеку от поверженной цели.
«В действиях грузинских военных заложен глубокий смысл, ведь уничтожение имени и указателя к городу означает символическую ликвидацию его как явления, недаром грузинская операция называлась «Чистое поле»», - отметил Кирилл Бенедиктов.
Следом за ними – циничная съемка обстрела жилых домов практически вымершего Цхинвала с комментариями грузинских военных и следующего за ними БТР, корректировавшего действия танкового стрелка и следившего за тем, чтобы патронов хватило четко «до конца улицы».
«Они стреляли без разбора, видят дом – стреляют, каждое окно, каждые ворота отмечены очередями крест-накрест, так что патронов на самом деле они не жалели», - констатировал писатель.
Таких съемок, наверное, могло быть и больше, так как, по словам Бенедиктова, в первые дни войны грузинские солдаты охотно использовали камеры мобильных телефонов для запечатления театра военных действий.
Что руководило ими в те минуты – представление о неких будущих коммерческих выгодах или желание записать для себя момент истории – мы уже никогда не узнаем.
Наконец, четвертый сюжет стоит несколько особняком от сложившейся картинки. На этом видео нет кровавых сцен, взрывов или эха пулеметной очереди.
Напротив, кадры последнего ролика демонстрируют мирную картину армейской жизни, снятую где-то в кавказских горах, где чернокожие военные танцуют известный грузинский танец кинтаури, иначе называемый «танцем тбилисских воров».
Неординарная зарисовка, особенно любопытная в свете заявлений США о том, что все 130 инструкторов, готовивших грузинских солдат к службе в Ираке, не имели никакого отношения к разгоревшемуся конфликту, о чем в конце августа 2008 года сообщала газета The New York Times со ссылкой на американское посольство в Тбилиси.