Те, кому довелось побывать в Петербурге на Международном экономическом форуме в июне этого года, могли наблюдать, какой бешеный ажиотаж вызвала у местных жителей 155-метровая яхта Романа Абрамовича.
Шагнув в море, мы выполнили нереализованные мечты Петра I
Ее пришвартовали прямо в центре города, на Английской набережной. Мгновенно родилась традиция фотографироваться рядом с ней, особенно рвались туда молодожены. Журналисты тогда долго спорили, почему яхту миллиардера пришвартовали в самом центре. Чем заслужил губернатор Чукотки такую честь?
На самом деле Петербург давно столкнулся с проблемой размещения круизных кораблей. Об этом губернатор Северной столицы Валентина Матвиенко рассказывала премьер-министру Владимиру Путину во время их встречи в июле: «Раньше город не мог принимать большое количество круизных судов, потому что негде было их принимать», – уточнила она.
В связи с этим Матвиенко отметила, что ориентировочно 10 сентября в Петербурге откроется «первый и единственный морской пассажирский терминал в России». И он должен снять эту проблему.
Со сроками губернатор не обманула. Историческое открытие нового морского порта на Васильевском острове произошло утром в среду, 10 сентября.
На торжественную церемонию был приглашен и премьер-министр Путин, однако прибыть на открытие он не смог. Так что главным действующим лицом мероприятия стала сама губернатор Петербурга – она давала гудок к прибытию первого океанского лайнера. Все было очень торжественно, и Валентина Матвиенко не стала скромничать, проведя смелую историческую параллель: «Шагнув в море, мы выполнили нереализованные мечты Петра I».
В 8.57 по московскому времени к причалу пришвартовалась первая ласточка нового порта – огромный океанский круизный лайнер Costa Mediterranea, принадлежащий итальянской компании. Прибытие корабля было отмечено торжественным салютом.
Costa Mediterranea водоизмещением 86 тыс. тонн, длиной 292 м и высотой 60 м в своих 1057 каютах способна перевозить более 2 тыс. пассажиров. В среду в Петербург приплыли как раз 2 тыс. иностранных гостей из двух десятков государств мира. Известно, что среди них больше всего было американцев, немцев, французов и итальянцев. После торжественной встречи их ждала обширная культурная программа в городе с посещением музеев и театров.
Когда в Петербург прибудет следующий океанский лайнер, пока неизвестно. Дело в том, что навигация подходит к концу. А значит, в этом году к причалу нового терминала смогут подойти лишь несколько подобных кораблей. Начало бума пассажирских морских перевозок ожидается в следующую навигацию, которая стартует весной 2009 года.
Валентина Матвиенко рассказала, что уже в следующем году специализированный пассажирский терминал сможет принимать все круизные и паромные суда, которые прибудут в Петербург. По ее словам, спрос на Северную столицу у турфирм огромный, так что в предстоящую навигацию стоит готовиться к встрече массы океанских лайнеров. По данным губернатора, популярность круизного туризма ежегодно растет на 10–15%. И этот процесс ускорится, если туристам с паромов разрешат находиться в России без визы в течение 72 часов. Такое решение может быть принято уже до конца этого года.
От нового порта губернатор ждет серьезных финансовых поступлений: «Один турист оставляет в порту как минимум 160 евро, можете себе представить, какие дополнительные финансовые вливания получит бюджет».
По оценкам градоначальницы, после открытия терминала поток иностранных туристов в Северную столицу вырастет во много раз. Сейчас город посещает около 330 тыс. туристов в год, а к 2011 году с учетом сдачи всех очередей порта эта цифра может вырасти до 2–2,5 млн.
Заметим, что в среду была открыта лишь первая очередь морского пассажирского терминала: в эксплуатацию введено три причала с сопутствующими береговыми сооружениями. Через три года, когда объект будет сдан полностью, в порту будет уже семь причалов. Швартовочный комплекс растянется на 2 км. Он способен принимать круизные и паромные суда длиной до 311 м и осадкой до 9 м. До этого такие корабли могли швартоваться только в грузовом порту.
Напомним, что амбициозные планы властей Петербурга исполнить мечты Петра I и шагнуть в море терминалом не ограничиваются. Новый порт является лишь частью грандиозного проекта по наступлению на морские территории «Морской фасад», который сейчас реализуется в Петербурге.
На Васильевском острове активно намывают новые земли. В рамках проекта на западе острова образуется около 476 га дополнительных территорий.
Помимо порта здесь развернется масштабное жилое строительство, будет возведен новый общественно-деловой центр с офисами крупнейших компаний. Планируется возведение более 4 млн кв. м объектов недвижимости.
Правда, не у всех эти планы вызывают восторг. Даже сегодня, несмотря на торжественный повод, Валентине Матвиенко пришлось объяснять общественности, что «Морской фасад» не испортит существующий вид города.
У горожан в памяти июньский скандал с новым зданием биржи, которая перекрыла панораму стрелки Васильевского острова – визитной карточки Петербурга (сейчас по инициативе губернатора у биржи разбирают верхние этажи).
Валентина Матвиенко пообещала, что за строительством на намывных территориях городская власть будет следить очень пристально.