По уточненным в среду данным, потери российских войск в Южной Осетии составили 64 погибшими и 323 ранеными. Ранее сообщалось о 74 погибших военнослужащих, 171 раненом и 19 пропавших без вести.
У нас реально в боевых действиях было и незначительное количество призывников
С самого начала военного конфликта в грузино-осетинской зоне Генштаб уверял, что в военных действиях принимали участие только солдаты-контрактники. Между тем, накануне из региональных комитетов солдатских матерей начала поступать иная информация.
«В частности, ростовский комитет сообщает о том, что в Ростове-на-Дону лежат раненые ребята-срочники, – заявила газете ВЗГЛЯД председатель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова. – По нашим данным, они были призваны из Сибири совсем недавно».
Накануне «Комсомольская правда» опубликовала предварительный список погибших в Южной Осетии. Среди этих военнослужащих – четыре срочника:
1. Рядовой по призыву Пасько Максим Анатольевич. Танкист. Призван 01.12.2006 ОВК Царицынского района г. Москвы. 19 лет. Погиб 12.08.2008 при выполнении боевой задачи на территории Южной Осетии.
2. Рядовой по призыву Матрикала Сергей Николаевич. Погиб. Призван 21.11.2007 Судиславским РВК Костромской области.
3. Рядовой по призыву Кусмарцев Олег Николаевич. Погиб. Призван 11.12.2006 Пензенским ВК города Сердобска.
4. Рядовой по призыву Бурденко Дмитрий Владимирович. Погиб. Призван 16.12.2006 военкоматом Стерлитамакского района Башкирии.
В связи с этими фактами правозащитники направили письмо в Главную военную прокуратуру с просьбой провести проверку, как солдаты по призыву попали в Южную Осетию.
На пресс-конференции во вторник заместителю начальника генерального штаба Анатолию Ноговицыну – именно он ежедневно докладывает о положении дел в зоне грузино-осетинского конфликта – журналисты задали вопрос о солдатах-срочниках в Южной Осетии.
«Это очень тяжелый вопрос, с ходу не ответишь», – сказал генерал, уйдя от прямого ответа.
Однако в среду представитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-майор Иван Бородинчик заявил, что в составе войск, участвовавших в операции по принуждению Грузии к миру, все-таки было незначительное число военнослужащих срочной службы.
«У нас реально в боевых действиях было и незначительное количество призывников. В основном – из тех частей, которые дислоцированы в районе Владикавказа», – сообщил Иван Бородинчик «Интерфаксу».
Представитель Генштаба уточнил, что указанные военнослужащие срочной службы входили в состав сил, направленных на усиление миротворческой группировки в Южной Осетии.
По словам генерала, закон о воинской обязанности и военной службе позволяет привлекать подготовленных военнослужащих срочной службы к ведению боевых действий.
Между тем Валентина Мельникова уверяет, что этот закон распространяется только на боевые действия в пределах Российской Федерации.
«В боевые действия можно отправлять солдат по призыву, но только на территории России и по истечении шести месяцев прохождения армейской подготовки, – говорит она. – Согласно законодательству, солдаты-срочники не должны участвовать в боевых действиях на территории другого государства. Военнослужащие могут быть доставлены в другую страну только в том случае, если есть российская военная база на территории другого государства. Военная база – это своего рода посольство. Но Южная Осетия – это юридически территория другого государства, Грузии. И не должно быть в боевых действиях на этой территории российских солдат-срочников».