Выставка «Мода и политика» охватывает в основном период с 1917 по 1991 год плюс некоторый отрезок времени до и после, чтобы зритель мог проследить, как менялась мода и от каких социально-политических событий это зависело.
Любовь к цилиндру или кепке в свое время говорила о партийной принадлежности человека больше, чем он сам
Авторы выставки дают понять, что одежда обладает знаковым содержанием, демонстрирует причастность человека к той или иной социальной группе или даже отражает его взгляды на политику. Например, любовь к цилиндру или кепке в свое время говорила о партийной принадлежности человека больше, чем он сам.
«По нашей экспозиции вы можете проследить динамику изменения головных уборов в XX веке, – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель директора Музея политической истории по научной работе Елена Костюшева. – И вы будете удивлены, как тесно взаимосвязаны мода на головные уборы с политикой. Сначала был цилиндр, потом котелок, потом пролетарская кепка, потом шляпа. Все эти трансформации имеют свое объяснение и свидетельствуют об изменениях общественных настроений. Ленин, например, в свое время ходил в котелке, его даже называли человеком в котелке. Но затем, чтобы стать ближе к классу, поддержку которого он хотел получить, он снимает котелок, и мы наблюдаем появление моды на пролетарскую кепку».
Похожие тенденции прослеживаются и в одежде. В годы революции в моде были кожаные куртки, тельняшки, бескозырки, буденовки. В 30-е все кардинально поменялось.
После пропаганды аскетизма пришло стремление хорошо одеваться.
Интересный факт. В первые годы советской власти некоторых тружеников за успехи в бою и труде награждали одеждой. На выставке представлены кожаные брюки галифе, которыми некий М.В. Матвеев был премирован за отличие в бою под Детским селом в 1919 году.
На выставке в основном представлены типовые вещи советских времен, но есть и экспонаты, принадлежащие известным людям. К примеру, головной убор знаменитого командира Семена Михайловича Буденного, который прозвали буденовкой, костюм-тройка многолетнего члена Политбюро Анастаса Микояна, гимнастерка революционера Подвойского и т.д. На старых фотографиях можно видеть, как одевались в разное время Сталин, Хрущев и другие лидеры нашей страны.
Но особая гордость авторов экспозиции – вечернее платье Раисы Горбачевой.
«Мы уже давно сотрудничаем с Горбачев-фондом. Еще когда Михаил Сергеевич ушел в отставку с поста президента СССР, мы послали ему письмо. Оно попало к Раисе Максимовне, и буквально через три дня она распорядилась сделать все, что мы просили, – рассказывает замдиректора музея Елена Костюшева. – Тогда в нашу коллекцию попало сразу несколько очень ценных экспонатов, которые впоследствии участвовали в разных выставках. Это, например, семейная видеокамера Горбачевых Hitachi, на нее были сняты исторические кадры обращения президента СССР в Форосе.
В этот раз мы обратились к дочери Горбачева Ирине Вирганской, вице-президенту Горбачев-фонда, и попросили найти для нас платье Раисы Максимовны перестроечных времен. Все-таки Раиса Горбачева в свое время произвела переворот – и в моде, и в политике. Она стала первой женщиной в нашей стране, которая на посту супруги руководителя государства вела широкую общественную деятельность, модно и со вкусом одевалась. Словом, именно она создала тот образ первой леди, к которому мы привыкли сейчас. Так в нашей коллекции появился очень красивый костюм, туфли и изящная сумочка Раисы Максимовны».
На экскурсии также можно узнать о том, как при советской власти мода регулировалась сверху. Например, о борьбе со стилягами, которые появились в конце 1940-х годов после того, как наша армия вернулась из завоеванной Европы, где фронтовики стали свидетелями модных веяний.
Наглядно показана и борьба с мини-юбками, мужскими брюками-дудочками и последующее обретение свободы в выборе одежды в постсоветское время. Есть в экспозиции и знаменитый костюм-тройка модельера Славы Зайцева. Когда-то дизайнер был мало кому известен, зато горел желанием не быть серым, как окружающие. Вот и сшил оригинальный костюм для работников села из павловопосадских платков. Юбка, блузка, цветастая фуфайка, раскрашенные валенки не нашли поддержки у советских руководителей от моды, зато потом триумфально шествовали по миру.