Федеральная служба судебных приставов (ФССП) отмечает, что в последнее время в их практике участились случаи исполнительных производств по взысканию кредитных задолженностей, где в качестве должников выступают граждане, которые по просьбе своих работодателей оформили кредиты на своё имя либо выступили их поручителями по кредитному займу, говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства.
В России сложилась парадоксальная ситуация, когда ответственность поручителя оказывается едва ли не больше, чем самого заемщика
Так, в Оренбурге 20 семей до сих пор рассчитываются по долгам работодателя ООО «Южпласт». Работники утверждают, что генеральный директор компании Андрей Салахов принуждал их брать кредиты на сумму от 200 до 300 тыс. рублей на «развитие предприятия». Но, получив порядка миллиона рублей, предприниматель скрылся в неизвестном направлении и вот уже несколько месяцев находится в розыске. Тем не менее долг должен быть погашен в срок. По решению суда возврат кредита был возложен на работников ООО «Южпласт».
Похожая ситуация сложилась в Приморском крае, где руководство общественной бани, посулив будущим сотрудникам солидную для региона зарплату в 30–40 тыс. рублей, обязало их взять на свое имя кредит. Причем это условие являлось определяющим для приема на работу. Деньги и в этом случае должны были отравиться на «развитие бизнеса», но, как только сумма была получена, баня закрылась, а руководство бесследно исчезло. В настоящее время граждане должны погашать взятые на себя кредитные обязательства.
В отделе УФССП по Алтайскому краю в данный момент находится исполнительное производство в отношении гражданки Ч., с которой тоже случилась неприятная история. По решению Индустриального районного суда Барнаула женщина обязана выплатить 226 тыс. рублей в пользу ОСБ Сбербанка.
«Как сообщила гражданка Ч. судебным приставам, она работала бухгалтером в ООО «Ле-ман», – говорится в сообщении ведомства. – Коммерческий директор попросил оформить кредит на ее имя якобы на развитие бизнеса. А после того как пришло время производить платежи по кредиту, заявил, что к этому кредиту не имеет никакого отношения, так как нигде свою подпись не ставил».
«Мы обратили внимание на этот вопрос не случайно. В последнее время ситуации, когда поручители сталкиваются с проблемами в случае недобросовестности кредиторов, участились. Чаще всего люди выступают в роли поручителей за своих работодателей, родственников или друзей. И, прежде чем решиться на этот шаг, они должны понимать, что несут за это личную материальную ответственность. Ведь если кредитор уходит от выплаты долга, то возмещать его должен именно поручитель. И пытаться доказать в такой ситуации что-то судебным приставам, которые взыскивают деньги, бесполезно, поскольку приставы лишь исполняют решение суда. Именно поэтому мы настоятельно советуем всем хорошенько подумать, прежде чем брать на себя этот груз», – рассказал газете ВЗГЛЯД начальник пресс-службы Федеральной службы судебных приставов России Игорь Комиссаров.
Как отмечают эксперты, выпутаться из ситуации такого рода действительно очень сложно.
«Если человек выступает поручителем, то это накладывает на него существенные обязательства, – пояснил газете ВЗГЛЯД главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. – Он не только рискует тем, что ему придется погашать задолженность вместо заемщика, но и не может взять кредит на себя – большинство банков неохотно работают с поручителями».
По мнению эксперта, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда ответственность поручителя оказывается едва ли не больше, чем самого заемщика. Причем ситуация будет только усугубляться, так как банки в условиях роста невозвратов снижают свои риски за счет введения требований по наличию поручителей.
«Обезопасить себя можно только одним способом – выступать поручителем только за тех людей, в которых вы полностью уверены, – предупредил Осин. – И конечно, никогда не стоит брать кредиты по чьей-то просьбе – слишком большие риски».
С этой позицией согласился и ведущий юрист юридического центра Civil Law Евгений Иванов. Банки, когда составляют договор поручительства, часто указывают в нем солидарную ответственность как самого заемщика, то есть работодателя, так и поручителя. При солидарной ответственности банк имеет право требовать возврат кредита с обоих лиц как частично, так и в полном объеме.
«Поручитель может внимательно следить за тем, чтобы в договоре была указана не солидарная, а хотя бы субсидиарная форма ответственности, – пояснил юрист газете ВЗГЛЯД. – В таком случае первым к ответу призовут должника и только потом, если с него получить ничего не удается, деньги будут требовать с поручителя. Но на практике получается, что банки на это не идут и предъявляют требования к тому, с кого проще получить деньги. Таким образом, работник всецело отвечает за своего работодателя».
Так что, если работодатель исчез, получив всю сумму, шансов у поручителей нет. Единственный способ избежать этого – просчитывать действия на шаг вперед, а также внимательно изучить законы, ведь на самом деле требование нанимателей о получении кредита как обязательное условие приема на работу является абсолютно незаконным.
«Такой отказ можно оспорить и устроиться на ту же самую работу без обременительных условий, – выразил уверенность Иванов. – Главное – это знать свои права, потому что правовой нигилизм приводит к самым печальным последствиям».