Основное внимание в канадской военной доктрине, озвученной премьер-министром страны Стивеном Харпером, уделяется развитию морских патрульных сил, предназначенных для охраны обширных экономических зон Канады, особенно в районах Крайнего Севера.
Расходы Канады настолько велики, что превышают военные расходы 12 самых слабых стран-членов НАТО, вместе взятых
Еще одним приоритетным направлением военного строительства считается поддержание боеспособности сил быстрого реагирования, способных эффективно решать задачи по всему миру в рамках партнерских обязательств страны перед США и НАТО.
Для этого в течение двух десятилетий из бюджета выделяется сумма в 30 млрд долларов, примерно равная двухгодовому военному бюджету России. Однако скромные, на первый взгляд, цифры военных расходов не должны вводить в заблуждение.
«Если вы хотите, чтобы мир принимал вас всерьез, вы должны участвовать в его делах – это очевидно», − говорит Харпер.
Численность военнослужащих регулярной армии Канады планируется довести до 70 тыс. человек, а резервистов − до 30 тысяч. В результате численность вооруженных сил Канады возрастет (учитывая резерв) с теперешних 89 до 100 тыс. человек. Эти цифры при беглом рассмотрении также не впечатляют, но для страны с населением в 31,4 млн человек (по переписи 2002 года) это очень большая армия.
Вообще, Оттава последовательно наращивает военные расходы, начиная с 2002 года. Поводом для этого послужили события 11 сентября: оценив способность США по обеспечению обороноспособности страны в рамках двухсторонних договоров, канадские власти сочли ее явно недостаточной и решили развивать собственные вооруженные силы.
Канадцы всегда специально подчеркивали, что решение об увеличении военных расходов принято не под давлением администрации Буша. Джон Макколлум, тогда находившийся на посту министра обороны страны, на саммите НАТО в Праге даже довольно жестко осадил американского президента с его советами.
«Мне кажется, я не призывал президента США или американского посла в Канаде делать мою работу и требовать пересмотра военных расходов. Я думаю, это касается только Канады», − заявил он в ноябре 2002, за что, как считают некоторые, и поплатился креслом два месяца спустя.
К 2007 году военный бюджет страны достиг рекордного после Второй Мировой войны значения − 18 млрд долларов и на сегодня является шестым по размеру бюджетом на военные нужды в мире. На афганскую кампанию и так называемую войну с терроризмом Канада тратит столько же денег, сколько в период пика гонки ядерных вооружений с бывшим Советским Союзом.
Если брать соотношение трат на военные нужды и общий размер бюджета, то Канада опережает такие страны, как Испания, Турция, Голландия, Греция, Польша, Норвегия и Дания.
Вообще, расходы Канады настолько велики, что превышают военные расходы 12 самых слабых стран-членов НАТО, вместе взятых, хотя совсем недавно считалось, что канадский военный бюджет (в относительном выражении по отношению к национальному доходу) − самый маленький среди стран-членов НАТО. В 2002 году, когда начался рост военных расходов, он превышал лишь бюджеты Исландии и Люксембурга, которые вообще, практически, не имеют армии.
Однако попытки увеличить бюджет постоянно наталкивались на противодействие оппозиции, которая считает, что вооруженным силам необходимы структурные реформы, вместо которых их пытаются улучшить по самому неэффективному − экстенсивному пути.
Новая доктрина пытается объединить оба подхода: увеличение численности ВС с одновременным повышением качественного уровня вооружений. Доктрина специально оговаривает, что не менее половины военных расходов – около 9 млрд долларов, начиная с 2009 года будет расходоваться на материально-техническое обеспечение и обучение личного состава.
Следует отметить, что с 2002 года изменился и способ действий канадских вооруженных сил за рубежом: от миротворческих операций они перешли к военным. Хотя тенденции к подобному переходу были заметны еще раньше, начиная с событий в бывшей Югославии.
В середине 1990-х характер миротворческих операций резко изменился, они преследовали целью уже не столько поддержание мира, сколько принуждение к оному. Главную роль в этом процессе сыграли Соединенные Штаты, которые после неудач в Сомали и Гаити в начале 1990-х стали настаивать на силовом характере миротворчества, стремясь использовать для этой цели механизмы НАТО.
А весной 2006 года Оттава объявила о выводе своего последнего значительного военного контингента, следившего по мандату ООН за прекращением огня и осуществлявшего разделение сторон. После этого 190 канадских военнослужащих ушли с Голанских высот. На этом история канадского миротворчества закончилась.
Теперь военная доктрина делает упор на военные усилия в отношении так называемых падающих государств (failed and failing states), как главных рассадников международного терроризма. А для этого необходимы деньги. Уже поступают предложения к 2025 году увеличить годовой военный бюджет до 36 млрд долларов.
Более того, Комитет национальной безопасности и защиты при Сенате призывает к увеличению военных расходов в сумме от 25 до 35 млрд долларов к 2012 году.
Так что, достаточно скромные в абсолютном выражении цифры военных расходов не должны вводить в заблуждение, хотя бы потому, что в случае Канады эти деньги идут непосредственно на закупку вооружений и поддержание боеспособности армии. Стране нет необходимости как, например, России, инвестировать средства в военные НИОКР (все необходимые вооружения закупаются за рубежом), поддержание СЯС (стратегическую оборону обеспечивают ракетно-ядерные силы США) или создание национальной системы ПРО.
Член канадского парламента от оппозиции Билл Робинсон, высказал недавно своё удивление тем, что уровень канадских расходов на военные нужды сейчас выше, чем во время пика холодной войны.
«Такое положение дел не совпадает с тем мнением, которое навязывают общественности. На самом деле, военные расходы Канады очень велики».