В Петербурге на строительной площадке проекта «Морской фасад» в четверг вечером рухнул кран. Жертвой ЧП стал один человек – 58-летний крановщик. Следственные органы уже занялись расследованием инцидента. Пока нет ответа на вопрос, как такое могло произойти.
Там сразу виден так называемый человеческий фактор. Крановщик нарушил все мыслимые и немыслимые правила
«Морской фасад» в Петербурге называют одним из «проектов века» наряду с «Охта-центром» (бывший «Газпром-Сити») и Кольцевой автодорогой. В рамках проекта в западной части Васильевского острова планируется намыть огромную территорию. Больше 160 га уйдет под застройку (жилую и деловую), больше 200 га – под транспортную инфраструктуру.
Но в свете активно ведущегося строительства инциденты с падающими кранами стали не то что нередкими, но практически регулярными.
Падение с самыми печальными последствиями произошло чуть больше года назад, 27 февраля 2007 года, на улице Камышовой. Тогда кран буквально разрубил стрелой верхнюю часть подъезда соседнего со строящимся зданием жилого дома. Погибли три человека, еще несколько пострадали. То дело до сих пор не закрыто.
Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Артем Баконин, адвокат единственного обвиняемого в той трагедии, его подзащитному, крановщику Егору Денисенко. накануне было предъявлено обвинение по части 3 статьи 216 («нарушение правил безопасности при ведении строительных работ»).
«Обвинение предъявлено уже в новой редакции. С моего подзащитного требуют возмещения не 7 млн рублей, как раньше, а 24 млн. Связано это с рыночной стоимостью квартир, которые пострадали от обрушения крана. Раньше считали не по рыночной, а по так называемой пибовской стоимости (ПИБ – проектно-инвентаризационное бюро. –Ред.). И это несмотря на то, что жильцов всех пострадавших квартир уже расселили».
Артем Баконин признал, что перед ним не стоит задача полностью оправдать крановщика. Последний и сам признает за собой вину, но только частично. Денисенко сожалеет, что не увидел, что тупиковые упоры и концевой выключатель крана стоят в неправильном положении. Это и явилось причиной трагедии.
«Я считаю, ответственность должна быть разделена между крановщиком и теми должностными лицами, которые проводили строительные работы, – говорит адвокат. – Крановщик не мог же сам залезть в этот опасный кран, кто-то туда его направил, кто-то должен был давать разрешение на работу на нем. Кстати, сейчас выяснилось, что кран тогда работал фактически незаконно. Мне пришел официальный ответ из службы государственного строительного надзора при правительстве Петербурга, согласно которому действие разрешения на работы компании-застройщика закончилось еще осенью 2006 года, а следующее они получили только после трагедии, уже в марте 2007 года… Я обратился в прокуратуру с требованием приобщить эти данные к делу. Это уже точно не вина крановщика, что он вышел на работу без разрешения. Он даже не знал, что его нет».
Отметим, что в Петербурге за последний год произошла целая череда происшествий с участием строительных кранов. Буквально несколько недель назад кран упал на припаркованную рядом с ним иномарку и разрубил «мерседес» пополам, убив сидящего в машине водителя.
В марте упал автокран во дворе дома по Среднегаванскому проспекту. Пострадавших не было.
В феврале на Гражданском проспекте сильный ветер развернул стрелу неработающего крана в сторону жилого дома. Жильцы в панике обратились в МЧС и к строителям. Строители повернули кран обратно.
Прошлый год тоже выдался богатым на происшествия. В сентябре упал подъемный кран на улице Беринга. Он насмерть задавил человека. В том же месяце в петербургском районе Купчино после обрушения навесной площадки на 18-м этаже строящегося дома погибли двое рабочих, упав с 50-метровой высоты. Прокурорская проверка показала, что подъемные краны на той стройке также эксплуатировались без соблюдения соответствующих требований безопасности. В августе упал башенный кран на 2-й Алексеевской улице. Пострадал один рабочий.
В марте прошлого года после трагедии на Камышовой улице в городе прошли масштабные проверки строек. В Петербурге тогда нашли 27 кранов (всего на стройках Северной столицы эксплуатируется больше 8 тыс. подъемников), представляющих потенциальную опасность. Их владельцам предписали прекратить всяческие работы до устранения замечаний.
Был в марте прошлого года и совсем нелепый инцидент. На стройке позади гостиницы «Москва» в Петербурге упала бурильная установка, причем… дважды. Поистине многострадальным оказался бассейн «Наташа», расположенный во дворе гостиницы. Сначала бурильная установка упала на него по вине своего водителя: комиссия установила, что тот был пьян. В тот раз несущие балки бассейна «Наташа» выдержали. Но когда через пять дней бурильную установку пытались поднять, оборвался трос башенного крана, и она опять обрушилась на бассейн, на этот раз разломав его пополам.
Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД начальник Северо-Западного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Семенов, периодически проводятся плановые проверки такой техники.
«Но после того, что случилось на Васильевском острове, нам придется запланировать контрольные мероприятия и вне плана... Сейчас на месте работает группа специалистов, выясняют все обстоятельства. Там сразу виден так называемый человеческий фактор. Крановщик нарушил все мыслимые и немыслимые правила. Однако возможно, что в ходе расследования еще что-нибудь вскроется».