Первого апреля Матвей Шпаро и Борис Смолин вернулись на самолете в Москву, передает телекомпания «НТВ».
Оказалось, что в действительности человек переносит холода и кромешную тьму гораздо хуже, чем мы предполагали
Экспедиция длилась почти три месяца. По данным РИА «Новости», путешественники начали путь 22 декабря 2007 года в день зимнего солнцестояния с мыса Арктического – северной точки архипелага Северная Земля.
Вершина планеты покорилась россиянам на 84-й день пути 14 марта 2008 года в 19.40 по московскому времени. За это время путешественники на лыжах преодолели более 1000 километров по дрейфующим льдам Северного ледовитого океана.
Как пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель экспедиции Матвей Шпаро, идея экспедиции возникла ещё пять лет назад, а затем получила горячую поддержку со стороны Администрации президента и ФСБ – для силового ведомства это был прекрасный шанс исследовать свои авиационные и спасательные возможности в Арктике.
«Этот маршрут является одним из трех самых заветных в мире и отличается невероятной сложностью, – рассказал он. – Мы стали первопроходцами, но для этого потребовались годы подготовки.
Мы много тренировались в России и за её пределами, вели переговоры с Управлением авиации ФСБ, перед которой была поставлена нестандартная задача обеспечения безопасности в условиях полярной ночи».
На счету Матвея Шпаро и до этого рекорда значилось немало подвигов. Под его началом были проведены несколько успешных экспедиций, в которых принимали участие люди с ограниченными физическими возможностями.
В 1997 году подобная команда совершила восхождение на вершину Африки – гору Килиманджаро, а в 2000 году – лыжную экспедицию через Гренландию, причем один из участников перехода использовал инвалидную коляску.
В 2002 году под руководством Шпаро прошло восхождение команды на вершину Северной Америки – пик Мак-Кинли (6194 м) на Аляске. В этой команде было два человека с травмой позвоночника.
Указом Президента РФ «за заслуги в подготовке и проведении первого российского лыжного перехода через Гренландию» Матвей Шпаро был награжден Орденом Дружбы.
Кроме того, в 1998 году Дмитрий и Матвей Шпаро совершили переход по дрейфующим льдам через Берингов пролив – путешествие, внесенное в Книгу рекордов Гиннеса.
«Но прежние мои экспедиции не имеют ничего общего с условиями полярной ночи, – заверил Шпаро. – Во время обычных путешествий у всех нормальных людей есть хотя бы пара солнечных часов, чтобы погреться и осмотреть территорию, есть ощущение тепла. У нас же его не было совсем. Оказалось, в действительности человек переносит холода и кромешную тьму гораздо хуже, чем мы предполагали».
Форс-мажоры начались с первых дней экспедиции – в начале пути лед был слишком тонкий, а временами его не было вообще, идти было невозможно. Полыньи между льдинами лыжники преодолевали вплавь вместе с грузом, которого в начале пути у каждого было по 160 кг.
Первые дни полярники не могли найти пресную воду.
«Лед был молодой, соленый, растопленную из него воду пить просто невозможно, – вспоминает Матвей. – В первые дни не были даже снега, чтобы хоть как-то утолить жажду. Пресную воду мы нашли через три дня, когда из московского штаба экспедиции нам сообщили об айсберге, который было видно на снимках из космоса».
Затем начался твердый ровный лед толщиной 20 см, который прибавил новую опасность – белых медведей.
«Первого зверя мы встретили на удалении 100 км от берега – медведь был взрослый и, судя по всему, очень голодный. Отгонять его было очень сложно, и он постоянно возвращался. Когда же нам удалось его основательно напугать, он понесся, запутавшись лапой в упряжи, которой мы тащили наши сани. Увез он их недалеко, но, как мы выяснили позже, лапой он порвал бутылку с бензином».
Обнаружить последствия удалось только через 15 дней, когда Борис Смолин начал доставать провиант из-под саней. Оказалось, что бензин вытек и просочился в пищу, сделав её непригодной.
«Начались проблемы с едой, но через пять дней нам сбросили провиант, так что проблема разрешилась», – улыбнулся Шпаро.
В день путешественники проходили до 15 км, но бывали и дни рекордов, когда удавалось преодолеть 40 км, или, наоборот, уйти «в минус» – настолько сильным был встречный дрейф. В перерывах между переходами разбивали палатку, но бдительности не теряли ни на минуту – лагерь могли вновь навестить дикие звери, а под ногами могли образоваться неожиданные разломы.
Но российским полярникам все удалось.
«Повезло ли нам? Не знаю, наверное, да, – полагает Матвей. – До нас было много попыток покорить Северный полюс полярной ночью. Но все предыдущие экспедиции не могли обогнать «полярный день», который в Арктике начинается 21 марта. Мы вышли довольно рано и попали в самые сложные условия, когда в этом регионе начинаются лютые морозы. Времени было больше, дорога труднее, но мы справились».