Роман английского писателя пакистанского происхождения Салмана Рушди «Сатанинские стихи» был опубликован 20 лет назад. Название его происходит от одной из апокрифических версий Корана.
Шумно, кроваво, грязно – так описывают четырехчасовое действо первые зрители
В романе дана весьма вольная трактовка ранней истории ислама, а также весьма нелицеприятно описан современный мусульманский мир. Сразу после публикации разразился громкий скандал, в ходе которого с осуждением автора выступил лично аятолла Хомейни.
14 февраля 1989 года Хомейни издал фатву, призывающую всех мусульман казнить тех, кто был причастен к изданию романа. А иранский религиозный фонд предложил денежное вознаграждение за убийство Рушди. Через два дня писатель оказался под защитой программы Британского правительства по защите свидетелей и выступил с заявлением, в котором выразил сожаление о том, что мусульмане были оскорблены книгой.
Сожаления автора не смягчили вождя Иранской революции. Хомейни в ответ заявил: «Обязанностью каждого мусульманина является использование всего, чем он владеет, его жизни и богатства для того, чтобы отправить Рушди в ад». Однако непримиримый аятолла вскоре отошел в мир иной, а его преемник Али Хаменеи дал Рушди право быть прощенным, если тот извинится. Что немедленно и было сделано.
Однако официальное прощение, о котором 18 февраля 1989 года сообщило официальное агентство ИРНА, не смягчило фанатиков. В частности, 24 февраля 1989 года некий иранский бизнесмен предложил 3 миллиона долларов за убийство Рушди.
За 20 лет страсти несколько поутихли, и вот немецкая труппа решилась на театральную постановку нашумевшего романа. Премьера спектакля в «Hans-Otto-Theater» прошла с аншлагом под дружные аплодисменты – и под усиленным присмотром полиции. Вокруг здания в центре Потсдама прогуливались патрули, попасть внутрь можно было лишь после тщательного досмотра.
Представители правопорядка заверяют, что угроз в адрес создателей спектакля не поступало. Режиссер Уве Эрик Лауфенберг убежден, что шумиха устроенная бульварной прессой, надумана, а его спектакль – это не столько провокация, сколько попытка найти ответы на общечеловеческие вопросы.
С ним согласен и один из исполнителей главных ролей. Для 36-летнего Тобиаса Рота эта постановка – дань уважения литературному шедевру, в котором идет речь о вере и сомнениях, о любви и смерти, о религии и мистицизме.
Критики замечают, что спектакль в Потсдаме лишь приблизительно пересказывает романные коллизии. По сюжету, два пассажира некоего самолета, который направляется из Индии в Лондон, становятся жертвами теракта, а затем возвращаются на Землю в образе ангела и дьявола. Шумно, кроваво, грязно – так описывают четырехчасовое действо первые зрители.
Исполнитель другой главной роли, 39-летний Роберт Галлиновски, заявил накануне премьеры, что в последнюю очередь готов «в собственной стране пойти на самоцензуру, продиктованную страхом».
Между тем, его коллега, немецкий актер турецкого происхождения, был вынужден отказаться от участия в постановке. 28-летний Окрай Хан признался, что товарищи по боксерскому клубу готовы избить его, если он будет играть в «Сатанинских стихах».
В труппе к его решению отнеслись с пониманием. «Каждый сам выбирает, как обращаться с нехорошими чувствами», – заявил Роберт Галлиновски и процитировал неких гостей из Ирака, которые побывали на генеральной репетиции и ничего провокационного в спектакле не обнаружили.
Иного мнения придерживается иранский публицист Бахман Нируманд. Политический беженец, проживающий ныне в Германии, считает спектакль частью «психологической войны». По его словам, в данном случае свобода искусства используется лишь для провокации, а ислам «редуцирован до насилия».
«Я уверен, что фундаменталисты примут это с благодарностью, – заявил он в понедельник в интервью Deutschlandradio, – Так они создают свой капитал».
Бахман Нируманд поместил нынешний спектакль в один ряд с «карикатурным скандалом» в Дании и недавним видео ультраправого голландского политика Геерта Вильдерса.
Мусульмане в Германии не столь единодушны в своем осуждении.
«Совет ислама ФРГ» назвал постановку «провокацией». Однако Центральный совет мусульман Германии, напротив, не нашел в ней ничего предосудительного.
Салман Рушди, приглашенный на премьеру, в зале не появился, чем мало кого удивил. Со времени выхода «Сатанинских стихов» индийский автор, проживающий ныне в Великобритании, появляется на людях редко и крайне неохотно. Вот уж два десятка лет он считается одним из главных врагов мусульманского мира.
Аятолла Хомейни, призвавший к убийству автора, уже скончался, а это означает, что отменить фатву уже некому. Два года назад за голову Салмана Рушди один из иракских государственных фондов объявил награду в 2,8 миллиона долларов.
Шумиха вокруг «Сатанинских стихов» напоминает скандал двухлетней давности, когда берлинская «Deutsche Oper» отменила спектакль «Идоменей», в котором сцену украшали головы Посейдона, Иисуса Христа, пророка Мохаммеда и Будды. Главный герой, критский царь Идоменей, решил таким образом обрести настоящую свободу: боги ему не нужны.