Главный раввин России Берл Лазар и председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин заявили о преодолении конфликта в отношениях и договорились о сотрудничестве между общинами, сообщает BBC.
Решение ФЕОР приостановить контакты с Советом муфтиев показывает, что Федерация отождествляет себя с «сионистским режимом»
Переговоры между главами религиозных общин проходили совместно с председателем комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николаем Сванидзе. По данным агентства, Сванидзе подтвердил, что конфликт между организациями окончательно исчерпан.
По данным «Интерфакса», поводом для конфликта стало недавнее высказывание сопредседателя Совета муфтиев Нафигуллы Аширова о том, что «сионизм является раковой опухолью, поскольку сионизм – это фашизм».
В ответ на это заявление Федерация еврейских общин России заморозила контакты с Советом муфтиев до тех пор, пока не будут получены официальные извинения или организация не откажется от слов своего лидера.
«До тех пор, пока Совет муфтиев не определится в своем отношении к деятельности господина Аширова как к провокационной и подрывающей добрососедские отношения между мусульманской и еврейской общинами России, мы с Советом муфтиев никаких контактов поддерживать не станем», – цитировало агентство главу Департамента общественных связей ФЕОР Боруха Горина.
Сам Аширов сделал вывод, что решение ФЕОР приостановить контакты с Советом муфтиев после негативных высказываний о сионизме показывает, что ФЕОР отождествляет себя с «сионистским режимом».
В то же время муфтий счел странным, что в результате осуждения им сионизма, «преступлений, которые были совершены в отношении палестинского народа и сравнительно недавно в отношении народа Ливана, где было убито более 1,5 тыс. человек, ФЕОР берет ответственность за эти преступления на себя».
В свою очередь, Центральное духовное управление мусульман России осудило высказывания Аширова, который, по данным представителя духовного управления Растама Валеева, не первый раз вызывает скандал и «причиняет существенный вред межрелигиозному диалогу».
От имени Центрального духовного управления он заявил, что «деятельность Аширова направлена не столько на осложнение межрелигиозных отношений, сколько на дискредитацию и раскол мусульманского сообщества России».
Причем, как пояснила газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы Cовета муфтиев России Гульнур Газиева, руководство мусульманской общины сочло инцидент досадным недоразумением, которое могло быть разрешено и раньше, если бы вопрос решался в личной беседе, а не через средства массовой информации.
«Публикации в СМИ спровоцировали волну возмущения со стороны ФЕОР, которая объявила о замораживании отношений с Советом муфтиев, – пояснила она. – Однако выступления шли на уровне руководителей департаментов, но если первые лица не обсуждают данный вопрос в личной беседе или по телефону, говорить о разрыве отношений неправомочно. Теперь же, когда руководители двух уважаемых в стране религиозных организаций обо всем договорились, ситуация разрешилась окончательно».
Как сообщил газете ВЗГЛЯД представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и государственными структурами Андрей Глоцер, ФЕОР полностью удовлетворены результатами, которые были достигнуты на переговорах 27 марта.
«С нашей точки зрения подлинный межрелигиозный диалог возможен только тогда, когда стороны прислушиваются к мнению друг друга, – отметил он. – В ходе переговоров наша позиция была услышана».
Глоцер подтвердил, что г-н Аширов уже высказывался в подобном ключе в адрес еврейской общины.
«Однако на вчерашней встрече мы увидели озабоченность Совета муфтиев России сложившейся ситуацией и желание того, чтобы подобные эксцессы более не повторялись», – заключил он.
Как отмечается в пресс-релизе ФЕОР, обе стороны выразили уверенность, что они будут «впредь готовы поддерживать уважительные и доверительные отношения, призывая своих последователей к дружбе и взаимопониманию» и что их «совместные усилия будут развиваться, и послужат благу российского народа».