Синдром Аспергера – одна из форм аутизма, при которой не страдает интеллект, но существенно снижаются социальные способности, – может быть напрямую связан с гениальностью.
По статистике, разные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека
К такому выводу пришел британский психиатр профессор Майкл Фитцджеральд, изучивший биографии известных ученых и людей искусства.
Как пишет газета Daily Telegraph, профессор, выступая на форуме психиатров в Лондоне, сказал, что многие великие люди – Альберт Эйнштейн и Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл и Герберт Уэллс, Моцарт, Кант и масса других мыслителей – страдали легкой формой аутизма и именно поэтому были гениями.
Фитцджеральд считает, что синдром Аспергера (равно как другие проявления аутизма) контролируется теми же генами, которые отвечают за творческое мышление. При этом каждый случай уникален, поскольку предсказать комбинацию генов невозможно, и людям не следует создавать стереотип «гений = аутист».
В исследовании профессор опирался на собственные данные, собранные за много лет – более 1600 историй болезни, – и доступные биографические сведения о гениях прошлого.
Отметим, что перу ученого также принадлежит книга «Аутизм и творчество», увидевшая свет в 2004 году. В ней ученый «поставил диагнозы» таким великим людям прошлого как Ньютон, Эйнштейн, Сократ, Дарвин, а также Льюис Кэрролл, Йетс и другие.
Спустя некоторое время в совместной работе с Мухаммедом Аршадом он заявил, что тем же заболеванием страдал великий Микеланджело. Доказывая свою гипотезу, ученые ссылаются на особенности поведения итальянского гения.
Он был эгоцентричен, обладал повышенной чувствительностью, был лишен здравого смысла, неадекватно воспринимал события повседневности, например проявил удивительное бесчувствие на похоронах брата, писала «Российская газета».
В принципе, по статистике, разные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека. При этом большинство форм не являются опасными и приводят к тому, что человек с некоторым трудом вступает в отношения с обществом.
Кроме того, люди с такой формой аутизма чувствуют себя несчастными, считают, что их не понимают, склонны к педантизму и даже суициду.
По данным BBC, специалисты в определенной степени склонны относить этот рост к улучшению самих диагностических методик: раньше многие дети просто считались «отсталыми».
И все же некоторые ученые полагают, что в распространении различных форм аутизма играют роль и новые факторы «окружающей среды».
К примеру, исследование, проведенное еще в начале XXI века в калифорнийской Силиконовой долине, показало, что какой-либо разновидностью аутизма в этом регионе страдает один из 150 детей, что гораздо выше среднеамериканского уровня.
С 1987 по 1998 год количество детей с этим заболеванием, посещающих один из 21 находящихся в Силиконовой долине специализированных медицинских центров, увеличилось на 273%.
Есть также некоторые свидетельства того, что похожая ситуация складывается и в Силиконовой топи – зоне сосредоточения хайтек-предприятий в районе английского Кембриджа.
Правда, по мнению представителя Национального аутического общества Великобритании, исследование британских ученых было «интересным», но оно не объясняет существования других очагов заболевания, расположенных в тех районах, где больше «синих воротничков», чем «белых».
«Возможно, объяснение кроется в половых различиях: соотношение мужчин и женщин, страдающих аутизмом, четыре к одному, – говорит он. – Мы знаем, что аутизм жестко привязан к генетике. Но, видимо, существуют и факторы окружающей среды. И если мы узнаем, какой именно ген кодирован на аутизм, это будет огромным шагом вперед».