Требования генерального прокурора Юрия Чайки к правоохранительным органам доказать свою профессиональную состоятельность были озвучены не случайно.
В прошлом году расследования не были закончены по 1 млн 800 тыс. преступлений
Выступая на расширенной коллегии Генпрокуратуры РФ, он подчеркнул, что сложившаяся в стране криминогенная обстановка вызывает у него серьезные опасения.
Несмотря на то, что количество преступлений за последние пять лет снизилось на 7%, половина из них остается нераскрытыми. Только в прошлом году расследования не были закончены по 1 млн 800 тыс. преступлений. Из них каждое седьмое злодеяние – убийство.
«Почти 240 тысяч лиц скрылись от органов дознания, следствия и суда, они до сих пор не найдены. В бегах каждый пятый убийца, больше половины совершивших умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», – подчеркнул генпрокурор.
Причин для такого положения вещей несколько. Главная из них – низкий уровень оперативно-розыскной работы и ее несоответствие масштабам преступности. В ближайшее время эта ситуация должна быть исправлена.
Однако больше всего Юрия Чайку смущают участившиеся покушения на высокопоставленных лиц. «Расцениваю это как прямой вызов правоохранительной системе. Все – и Министерство внутренних дел, и Следственный комитет, и прокуроры – должны адекватно ответить на него», – заявил он.
За последнее время в России произошло несколько громких убийств высоких чинов. Так, 13 февраля погиб прокурор Саратовской области Евгений Григорьев. Он был застрелен недалеко от подъезда своего дома на улице Большая Горная в Саратове около 22.00 по московскому времени.
Нападавший произвел два выстрела. Первым он ранил Григорьева в грудь, второй, так называемый контрольный выстрел, был сделан в голову. Предположительно, убийца использовал пистолет системы Макарова с глушителем.
По словам источника в облпрокуратуре, есть основания полагать, что преступление было заказным и связано с профессиональной деятельностью убитого.
Коллеги Григорьева утверждают в кулуарах, что преступление связано со служебной деятельностью прокурора. По словам одного из них, прокурор «кому-то слишком мешал».
Днем раньше был убит глава администрации городского поселения Скоропусковский Московской области Владимир Люлька. Следствие также склоняется к версии о том, что это преступление связано с профессиональной деятельностью чиновника.
11 февраля в собственной машине был застрелен юрист Андрей Беляев. Он заведовал одним из филиалов Московской областной коллегии адвокатов.
Еще одно громкое убийство случилось 6 февраля. У подъезда своего дома был застрелен Евгений Чивилихин, занимавший пост президента Московской гильдии рынков и ярмарок. Его убили выстрелом в голову около 21.00 возле дома по адресу Ленинградский проспект, 4.
Следователи полагают, что киллер действовал в одиночку. Он поджидал предпринимателя у его дома и после того, как Чивилихин подошел к подъезду, настиг его сзади. От полученных ранений бизнесмен скончался до приезда скорой помощи.
Это было второе покушение на предпринимателя. Летом 2006 года Чивилихина уже пытались взорвать возле этого же подъезда.
Мощность взрывного устройства составила около 400 граммов тротила, однако предприниматель выжил. Тогда его спасло то, что он вошел в подъезд за секунду до взрыва. В правоохранительных органах не сомневаются, что убийство носит заказной характер.
«Эти преступления должны быть раскрыты, а виновные – понести ответственность. Мы обязаны доказать свою профессиональную состоятельность», – потребовал Юрий Чайка.