Знаменитый актер и режиссер Василий Ливанов, которого даже англичане признали самым лучшим исполнителем роли Шерлока Холмса в кино, уже давно вынашивает идею снять фильм об истории создания главного символа Петербурга – Медного всадника.
Я не искал новой встречи с Дмитрием Медведевым и президентом России Владимиром Путиным. Это выглядело бы как моя жалоба на Миллера
Поначалу казалось, что все идет по плану. В конце 2006 года он познакомил с проектом создания фильма Дмитрия Медведева. Первому вице-премьеру проект понравился.
В январе прошлого года Газпром запросил у Василия Ливанова сценарий и смету с целью «дальнейшего благотворительного финансирования кинопроизводства». В марте сценарий и смета были одобрены. Но подписание документов откладывалось из-за болезни председателя правления Газпрома Алексея Миллера. А в октября 2007 года был получен неожиданный отказ от финансирования.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД связался с Василием Борисовичем Ливановым, чтобы прояснить ситуацию.
«Да, совершенно неожиданно осенью я получил письменный отказ из структур Газпрома. О том, почему они передумали, в письме не сообщалось. Лично с Алексеем Миллером я даже не пытался по этому поводу встречаться, – рассказал актер. – Зачем? Я не хочу просить, унижаться, жаловаться, обивать пороги. По этой же причине я не искал новой встречи с Дмитрием Медведевым и президентом России Владимиром Путиным. Это выглядело бы как моя жалоба на Миллера. А я еще раз повторяю: я не привык жаловаться».
Василий Борисович рассказал, что сейчас ведет переговоры и с некоторыми потенциальными российскими участниками проекта («Разумных людей много», – убежден мэтр). Но помощи от властей он решил искать… во Франции.
Василий Ливанов опубликовал в «Литературной газете» открытое письмо президенту Франции Николя Саркози. В нем есть такие слова:
«Прошедший 2007 год был отмечен знаменательной юбилейной датой в истории франко-российских отношений. В 1782 году, 225 лет назад, в Санкт-Петербурге, тогдашней столице России, был открыт памятник Петру I.
Монумент создан гениальным французским скульптором Этьенном Морисом Фальконе в беспримерном единомыслии с российской верховной властью – императрицей Екатериной II.
К истории создания памятника причастны такие имена французской культуры, как Вольтер и Дени Дидро.
Установление памятника превратилось во всенародное дело.
Фальконе можно без всякого преувеличения назвать французским патриотом России».
Ливанов напоминает, что в конце прошлого года Саркози посетил Москву и договорился с Владимиром Путиным о дальнейшем развитии культурных связей между двумя странами. Поэтому создание фильма о культурных отношениях между ними было бы очень кстати.
«Уважаемый господин президент! – пишет Ливанов. – Надеюсь, что моё обращение к Вам привлечёт Ваше внимание к теме создания в кинематографе истории Медного всадника. Ваше внимание, безусловно, отзовётся интересом во французском обществе, и, наверно, появятся те, кто выразит желание принять участие в заявленном мною кинопроекте».
Василий Ливанов рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, о чем будет фильм. Это не экранизация известной повести Пушкина «Медный всадник», а увлекательная история создания самого памятника гениальным французским скульптором Фальконе, взаимоотношений творца и Екатерины II, влияния на Россию французских философов, таких как Дидро.
В документально-художественной четырехсерийной картине документальные съемки будут перемежаться игровыми сценами. В процессе ожидания решения о финансировании Ливанов уже наметил операторов, композитора, художников и ряд актеров. В частности, президента Академии художеств Ивана Бецкого сыграет известный актер Евгений Стеблов. Привлечение к съемкам французских артистов не планируется, хотя этот проект вполне мог бы стать связующим культурным звеном между двумя странами.
Съемки должны пройти в Петербурге, в окрестностях города и, возможно, во Франции. Когда они начнутся, пока неясно, все упирается в финансирование. По словам Ливанова, стоимость проекта составляет более 1,5 млн долларов.
«Василий Борисович, королева Великобритании наградила Вас орденом Британской империи за лучший экранный образ Шерлока Холмса. Вы не пытались использовать свой авторитет у англичан, чтобы продвинуть проект о Медном всаднике?» – поинтересовался корреспондент газеты ВЗГЛЯД.
«Что вы! Если бы так остро стоял вопрос о русско-английских культурных взаимоотношениях, тогда бы я написал открытое письмо премьер-министру Британии. Но к Медному всаднику они не имеют никакого отношения. Этот вопрос должен решаться между Францией и Россией», – ответил мэтр.