«Погранслужба ФСБ РФ рассматривает варианты использования беспилотных летательных аппаратов для охраны государственной границы», – цитирует агентство ИТАР-ТАСС представителей погранслужбы ФСБ России.
У России есть все предпосылки для того, чтобы на порядок улучшить возможности беспилотников
Сейчас эксперты силового ведомства определяются, какому производителю летательных аппаратов следует отдать предпочтение. В частности, пограничники ознакомились с характеристиками аппаратов легкого класса типа ZALA и провели их демонстрационные полеты. По мнению пограничников, эти БПЛА могут использоваться «для вскрытия обстановки на равнинном участке границы».
Перспективность использования беспилотников для защиты госграниц отмечают и эксперты-электронщики.
«Эта сфера очень развита в иностранных армиях, а у нас пока есть только задатки этого направления», – отметил гендиректор Екатеринбургского НПО автоматики Леонид Шалимов. Но у России сегодня, уверен эксперт, есть все предпосылки для того, чтобы на порядок улучшить возможности беспилотников.
«Практика ведения боевых действий по отражению грузинской агрессии в Южной Осетии показала, что разведывательная составляющая должна быть усилена. Надо активно работать над БПЛА, которые могут передавать информацию с высокой точностью. Для того чтобы эти системы работали на порядок лучше, предпосылки в России есть. Есть разработки, есть конкретные предприятия, квалифицированные кадры. Необходимо только привлечь финансы, для того чтобы все это заработало», – пояснил Шалимов.
Между тем у российских пограничников уже имеется положительный опыт использования беспилотников. По информации газеты «Известия» , в течение прошлого года в интересах ФСБ проводились полеты беспилотного комплекса «Дозор», разработанного санкт-петербургской компанией «Транзас».
Как отметили представители погранслужбы, эти аппараты «наиболее близки по характеристикам к требуемым, в частности для выполнения полета на дальние расстояния на большой высоте».
Беспилотный комплекс круглосуточного и всепогодного применения «Дозор» включает три БПЛА и наземный пункт управления на базе автомобиля Land Rover. Каждый беспилотник способен находиться в воздухе до 8 часов, масса аппарата 75 кг, боевой радиус применения 450 километров.
Между тем использование высоких технологий для охраны государственной границы – весьма распространенное явление в мире. Так, ученые Южной Кореи некоторое время назад закончили работы по созданию уникальной боевой единицы – робота-пограничника, способного нести пограничную службу вдоль 38-й параллели, разделяющей Корейский полуостров. По информации министерства торговли и промышленности Южной Кореи, робот-пограничник будет вооружен локатором и пулеметом.