Впервые художник из Ленинграда Владислав Кетов задумался о путешествии вокруг земли по берегам континентов в 1983 году. Тогда он в одиночку проехал на велосипеде из Ленинграда через Куйбышев и Уфу в Свердловск.
Чтобы не задохнуться в автомобильных пробках, рано или поздно нам придется взлететь
В попытке обогнуть всю землю по берегам материков и континентов Кетов оказался первопроходцем: до этого странники отправлялись в кругосветные путешествия.
«Прошу не путать мое путешествие с кругосветным, – просит Кетов. – Это совсем другое. Не поехал бы я в кругосветку. Не хочу делать то, что делают все. Чтобы совершить кругосветное путешествие, то есть один раз обогнуть земной шарик, надо преодолеть 40 тыс. километров. Если же считать уже пройденные мной 146 тыс., то у меня сейчас идет уже четвертая кругосветка».
В 1988 году Кетов зарегистрировал свою идею в советско-американском фонде. Но еще долго пытался найти единомышленников и спонсоров, достучаться до властей. В России вояж Кетова часто воспринимали скептически, поэтому сейчас его уже мало что может напугать.
«Финансовый кризис? Вы знаете, уже 17 лет прошло, как я начал свое путешествие, еще тогда, в 1991 году, многие крутили у виска, говорили, что ничего у меня не получится. Все эти годы я слышу, что пришел не вовремя: у нас кризис, у нас инаугурация, есть проблемы поважнее и т.д. Но я, как говорится, буду делать, что должен, и будь что будет, – откровенничает Владислав. – 90% пути я уже прошел».
На жизнь и путешествия Владислав Кетов зарабатывает своей основной специальностью – он художник-портретист. Пишет картины на продажу и во время путешествий, и между ними. В свое время добрые люди помогли ему со снаряжением, оружием. Но спонсоры, по признанию Кетова, сотрудничают с ним очень неохотно.
«Вообще в России очень сложно убедить людей, что я занимаюсь нужным делом, – признается путешественник. – Очень обидно. Ведь эта идея – пройти вокруг земли по контурам континентов – полностью наша. Но здесь этого не понимают, не хотят использовать наш приоритет. На западе же ничего объяснять не надо. Когда я показываю им карту и объясняю свою задумку, они говорят: здорово, фантастика! Когда я вернулся с очередного этапа путешествия из Канады, в западных СМИ было в три раза больше публикаций, чем в наших».
В итоге, поборов сопротивление чиновников и общественного мнения, Владислав Кетов за 17 лет преодолел почти 150 тыс. километров вдоль береговой линии Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки.
(Австралию он не включает в список, поскольку она, как и Антарктида, находится на удалении от основного массива суши. Северную и Южную Америку, Евразию и Африку можно пройти по берегу, не переплывая моря и океаны.)
Чтобы замкнуть этот круг, осталось каким-то образом пройти арктический этап.
До этого путешественник шел пешком, ехал на велосипеде, на Кольском полуострове передвигался на вездеходе. Но пересечь огромные расстояния Русского Севера ни на чем подобном не представлялось возможным.
На помощь путешественнику пришли производители суперлегкого летательного аппарата из Москвы. Завершить мировое турне они предлагают ему на своем автожире «Охотник», который вмещает до трех пассажиров и может перевозить до 300 кг груза.
Автожир — это летательный аппарат, удерживающийся в воздухе с помощью несущего винта, который вращается не мотором, а встречным потоком воздуха.
Путешественник Кетов считает, что легкий и недорогой летательный аппарат – это спасение для Русского Севера. Сейчас там пцарит олное запустение, во многих местах остались лишь развалины советских военных баз. Вертолет часто слишком дорог, а других средств связи с большой землей, врачебной помощью нет, и люди просто умирают.
Впрочем, автожир – спасение не только для северян, но и для больших городов России, уверен Кетов. Чтобы не задохнуться в автомобильных пробках, рано или поздно нам придется взлететь, говорит он.
Кстати, еще одна глобальная задача и основа идеологии путешественника, огибающего Землю по суше – передвижение только с помощью экологически чистого транспорта.