МВД РФ предлагает с начала 2009 года приступить к созданию национального банка данных ДНК, чтобы использовать его при раскрытии преступлений, розыска без вести пропавших граждан и установления личности неопознанных тел погибших, сообщает РИА «Новости».
Самая совершенная система безопасности не может дать 100-процентную гарантию, что данные ДНК рано или поздно не попадут на черный рынок
В связи с этим министерство уже подготовило и внесло в правительство проект федерального закона «О государственной геномной регистрации в РФ».
По словам замглавы МВД генерал-лейтенанта милиции Михаила Суходольского, сеть лабораторий ДНК-анализа создается в стране на протяжении трех лет. К настоящему времени на всей территории России развернуты специальные лаборатории ДНК-анализа, что не замедлило сказаться на результативности работы милиции.
«Сегодня можно сказать, что такая работа завершена – на всей территории России действует 34 таких лаборатории, которые охватывают все подразделения органов внутренних дел», – цитирует Суходольского агентство.
О необходимости создания единой государственной базы данных ДНК правоохранительные органы заговорили еще в ноябре минувшего года. Как пояснил тогда газете ВЗГЛЯД заместитель начальника Правового департамента МВД РФ генерал-майор милиции Геннадий Спирин, для рядовых граждан процедура геномной регистрации, согласно законопроекту, будет носить добровольный характер.
«Законопроект предусматривает создание геномной формы учета, – пояснил он. – В такую базу данных будет поступать информация о лицах, находящихся в местах лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, биологические следы с места совершения преступления, а также с неопознанных трупов».
Россия далеко не единственная страна, которая стоит на пороге принятия такого решения. Базы данных ДНК сейчас активно создаются в Канаде, США, Британии, Эстонии и ряде других европейских государств. Первые результаты действительно превзошли ожидания.
Однако существует и другая сторона медали. Так, согласно докладу Наффилдского совета по биоэтике, консультирующего правительство Великобритании, за сентябрь 2007 года, всеобщая база данных ДНК позволит раскрывать больше преступлений, однако ее создание грозит гражданам утратой личной свободы, независимости и тайны частной жизни.
Тогда авторы доклада предположили, что вместо хранения образцов ДНК невинных граждан было бы более разумным вносить в базу данные о тех британцах, кто осужден за совершение преступлений, или о тех, кому были предъявлены обвинения в серьезных правонарушениях или изнасилованиях, сообщало британское издание New Scientist.
С этой точкой зрения согласились и российские эксперты. Как пояснила газете ВЗГЛЯД исполнительный директор правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа» (МГХ) Нина Таганкина, подобную базу стоит создавать только в интересах следствия.
«База данных ДНК необходима для двух категорий граждан, – пояснила она. – Во-первых, ею могут воспользоваться люди, профессиональная деятельность которых связана с постоянным риском для жизни. Во-вторых, ДНК могут существенно облегчить поиск преступников. Но если в базу будут включены и другие категории граждан, это будет нарушением прав человека».
В то же время, по мнению юристов, создание всеобщей базы данных ДНК теоретически не затрагивает права человека. Весь вопрос в том, смогут ли органы правопорядка обеспечить должный контроль за использованием и хранением подобных информационных ресурсов.
«Идея базы данных ДНК актуальна, так как она автоматически устранила бы множество проблем при идентификации правонарушителей, которые часто меняют не только документы, но и внешние данные», – рассказал газете ВЗГЛЯД адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Максим Столяров.
Тем не менее существует несколько условий, без соблюдения которых полезная идея может привести к коллапсу.
«В первую очередь, такая база должна быть доступна ограниченному числу лиц, потому что данные ДНК – это закрытая информация, – объяснил адвокат. – Во-вторых, люди, работающие с базой геномной информации, должны быть предельно аккуратны, чтобы избежать ошибки при сборе и анализе данных».
Вопрос безопасности – это, пожалуй, главное, что настораживает экспертов в данном вопросе. По мнению Таганкиной, предоставление столь конфиденциальной информации может привести к тому, что она попадет в руки людей, для которых совершенно не предназначена.
Представительницу МГХ поддерживает и заместитель директора по научной работе Медико-генетического научного центра доктор медицинских наук Вера Ижевская
«Любая база данных – это прежде всего банк, где информация хранится не только в материальной, но и в электронной форме, – рассказала она в интервью газете ВЗГЛЯД. – Самая совершенная система безопасности не может дать 100-процентную гарантию, что данные ДНК рано или поздно не попадут на черный рынок. Поэтому всегда существует опасность, что информация, особенно столь конфиденциальная, может попасть в руки чужим людям».