В четверг замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин, выступая на заседании Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, рассказал депутатам о том, как повлияло на отечественных водителей ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения (ПДД).
Результаты отсидки сказываются. Кроме, извините за грубое слово, отмороженных, другие лица больше никогда туда не попадают
Соответствующий закон набирает силу постепенно: часть поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) начала действовать 11 августа 2007 года, другая стала работать 1 января нынешнего года, в целом комплекс изменений станет актуален только 1 июля.
Официальную статистику за январь правоохранители обещают представить на суд широкой публики 10 февраля, но, по словам Кузина, посуточно сравнивая «аварийные» цифры первого зимнего месяца в прошлом и нынешнем году, сотрудники ГИБДД убеждаются, что народ стал ездить аккуратнее и нарушать реже.
Зато эффект от августовских изменений уже радует стражей порядка. По словам Кузина, особенно хорошо «сработали два состава»: ужесточение наказания за езду без номеров и выезд на встречную полосу. Если за первые 6 месяцев 2007 года количество аварий с участием неустановленных транспортных средств увеличилось на 5,1%, то к концу декабря показатель уменьшился на 7,8%. Любителей прокатиться по встречке, которых в начале 2007 года становилось все больше, после августовских нововведений тоже поубавилось.
«Жесткие санкции влияют на правосознание», – убежден Владимир Кузин.
Особенно сильное впечатление на автолюбителей, по его мнению, производит административный арест. «Результаты отсидки сказываются. Кроме, извините за грубое слово, отмороженных, другие лица больше никогда туда не попадают», – говорит правоохранитель.
Назначают радикальное наказание водителям, которые садятся за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, ездят без прав, отказываются пройти медицинское освидетельствование или покидают места ДТП. За любое из этих нарушений автолюбитель может попасть за решетку на срок до 15 суток.
Меньше всего страшит арест жителей Кемеровской области. По словам Кузьмина, здесь с начала года всю прелесть пребывания в спецприемнике ощутили на себе уже 287 автолюбителей. Почти на сотню меньше нарушителей в Краснодарском крае – 186 человек. В Ставропольском крае были арестованы 58 автолюбителей, в Московской области – 86, в Санкт-Петербурге – 61 и в Москве – 16.
Связывать такой разброс в цифрах с тем, что в столице живут более обеспеченные люди, которым проще откупиться от сотрудника ДПС, Кузин не склонен. «Тут откупаться надо не от инспектора, а от судьи», – уверен правоохранитель. По его словам, в данном случае роль, скорее, играет уровень воспитания соотечественников. «В Кемерове много лиц, употребляющих наркотики, это всем известный факт. Кроме того, там рабочий люд, шахтеры… расслабились на праздниках, – посетовал Кузин. – В Москве более интеллигентные, образованные люди».
При этом замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения пожаловался, что зачастую нетрезвых или лишенных прав водителей просто некуда сажать. «К примеру, в Ростовской области практически все спецприемники оказались забиты мигрантами, хотя эти места для них не предназначены», – пожаловался Кузин.
Специфический дефицит приводит к тому, что автолюбителей, которых судья решает ограничить в передвижении максимум на трое суток, содержат в «обезьянниках». Правда, по словам Кузина, автовладельцам стражи порядка пытаются выделить «отдельное помещение». «Они более приличные люди», – пояснил правоохранитель.
Еще одна проблема, которая связана с административным арестом: зачастую нарушителя нельзя отправить «в холодную» по состоянию здоровья. Например, у одного из потенциальных «арестантов» врачи обнаружили язву желудка. Выяснился сей прискорбный факт уже после суда, во время медицинского освидетельствования. И получилось, что приговор вынесен, а применить его на деле не получается.
Пробелом в действующем законодательстве Кузин считает и несколько других ситуаций. «Например, мы не можем применять норму о вторичном лишении прав за езду в нетрезвом виде, так как человек уже их лишился», – рассказал полковник.
А после 1 июля, когда вступит в силу финальная часть поправок в КоАП, по словам Кузина, может получиться так, что некуда будет везти эвакуированные из-под запрещающих знаков машины. Правоохранитель напомнил, что согласно новым нормам первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянке станут для его владельца бесплатными. Учитывая, что штрафные паркинги принадлежат частным компаниям, которые за так работать не станут, эти 24 часа должны покрываться казенными средствами. Но ни в федеральном, ни в региональных бюджетах подобной строки расходов не предусмотрено.
«Коммерческие организации не альтруисты и уходят с этого рынка», – предупредил Владимир Кузин.
А вот претензии относительно того, что на возвращение автомобиля со штрафстоянки уходит по 5–6 часов, которые от лица всех автолюбителей высказал член фракции ЛДПР Игорь Лебедев, полковник не принял. По его мнению, это хотя и незапланированное, но вполне разумное наказание за нарушение ПДД.
«Главный принцип – не нарушай», – назидательно произнес правоохранитель.
С 1 июля водители не только смогут бесплатно «запарковаться» на штрафстоянке, но и получат право выпить за рулем. Допустимым будет считаться наличие в крови 0,3 промилле алкоголя, что примерно равно одной маленькой бутылке пива. Сейчас МВД согласовывает с Минздравсоцразвития постановление, которое поможет милиции и врачам слаженно работать в новых условиях. Окончательно подготовят документ к 1 марта.
При этом Кузин подчеркнул, что направлять на медицинское освидетельствование сотрудники ДПС смогут не всех водителей подряд, а лишь тех, в опьянении которых они практически уверены.
«На месте инспектор может протестировать автовладельца, например предложить ему подышать в трубку, и составить протокол с результатами теста», – говорит полковник. А если в больнице выяснится, что водитель трезв, он имеет полное право подать в суд на милиционера.
Кстати, неподдельное удивление у замначальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения вызвала опубликованная в ряде СМИ информация о том, что в январе сотрудники ГИБДД устраивали на дорогах массовую «охоту» на нетрезвых водителей.
«Массовые, веерные облавы у нас не предусмотрены», – заверил Владимир Кузин. По его словам, проверку на трезвость проезжающих мимо автомобилистов могут устроить лишь в отдельном районе и об этом соотечественников «предупреждают через прессу».