У Морица Кахлера, который на днях выступил в бюро по трудоустройству в квартале Berlin Mitte, нет ни черных очков, ни шляпы с широкими полями. Нет даже ручки, стреляющей ядовитыми иглами. Однако именно ему поручено уговаривать немецкую молодежь идти в разведчики.
Нам не нужны джеймсы бонды, в отличие от Бонда, мы не слишком разбиваем наши машины
Запреты начинаются уже при подаче документов. Даже ближайшие друзья не должны знать о желании попробовать себя в роли агента 007. По словам Кахлера, прежде чем пригласить соискателя на собеседование, отдел по персоналу германских спецслужб тщательно проверяет его прошлое на предмет темных пятен и порочащих связей.
Разумеется, в разведчики годится не каждый. Возможно, этим объясняется желание разведывательного ведомства сообщить о приеме на работу максимально возможному числу людей. Представители спецслужб читают доклады, распространяют брошюры, подробно рассказывающие о преимуществах шпионской жизни.
«Нам не нужны джеймсы бонды, – предупреждает Мориц Кахлер, отвечающий в разведывательном ведомстве за кадры. – В отличие от Бонда, мы не слишком разбиваем наши машины». Однако это не мешает разведчику вести весьма напряженную жизнь.
Кахлер рассказывает о борьбе с международным терроризмом, непростых поисках международных торговцев оружием и наркотиками. «Нам нужны коммуникативные, внимательные люди, владеющие иностранными языками», – суммирует разведчик-кадровик свои ожидания.
У таких людей, по его заверению, есть хорошие шансы найти нужных информантов по всему миру.
Вообще, поиски новых людей вынужденны: скоро из заштатного городка Пуллах под Мюнхеном штаб-квартира разведывательного ведомства ФРГ переберется в Берлин, однако не каждый сотрудник согласен на переезд. В числе тех, кто хотел бы остаться в Баварии, немало руководителей среднего и высшего звена.
«Авантюристам, которые надеются на опасные заграничные задания, нечего у нас делать», – добавляет Кахлер. Иностранные разведывательные миссии, по его словам, больше напоминают скрупулезный труд чиновника, правда, при неплохих шансах повышения по карьерной лестнице. Помимо обычных доплат для госслужащего, сотрудникам немецких спецслужб положены дополнительные бонусы.
На сайте федеральных спецслужб объявления о вакансиях занимают три страницы. Есть места для квалифицированных специалистов по информатике и химии, но главным образом требуются дипломированные переводчики.
В Пуллахе также ищут учителей русского, китайского и арабского. Соискатели должны быть подготовлены к преподавательской деятельности как минимум в немецких гимназических классах. «Пожалуйста, относитесь к своему соискательству так же конфиденциально, как вы ожидаете от нас. Германское гражданство обязательно», – указано в объявлении.
Набор в немецкие шпионы завершается в конце сентября. Как замечает германская пресса, соискатели надеются, что их работа хотя бы отчасти будет напоминать о подвигах агента 007. Надежда умирает последней.
Кстати, на родине Джеймса Бонда также испытывают серьезный шпионский дефицит. На днях лондонская газета Daily Telegraph сообщила, что за последние три года число военных разведчиков Великобритании сократилось на 20%. Как правило, бывшие агенты уходят в частный сектор, где заработки выше, а условия работы лучше. Некоторые руководящие посты остаются незанятыми – не хватает квалифицированных людей.
По данным британского издания, чтобы затормозить отток кадров, силовое министерство готово выплачивать премии. За продление контракта еще на три года нужным сотрудникам доплачивают до 54 тыс. фунтов дополнительно.
Год назад британская разведка MI-6 провела целую кампанию по подбору «коллег Джеймса Бонда». Объявление о приеме на работу, опубликованное в ведущих британских СМИ, было украшено снимками русской церкви, американской метрополии и тропического леса.
Комментируя эту акцию, журнал Focus говорил о революции в деятельности легендарной спецслужбы: за почти сто лет своего существования MI-6 никогда еще не искала сотрудников подобным образом. Более того, еще несколько десятилетий назад тайной было уже само существование «шестого отдела».