Общество

3 июля 2007, 09:31

Превратить Сочи в цивилизованный курорт нереально

Фото: ИТАР-ТАСС

Во вторник Владимир Путин встретился в Гватемале с президентом МОК Жаком Роге. Нет сомнений, что президент России достойно представил Сочи. По словам пресс-секретаря российского президента Алексея Громова, Роге в беседе с Путиным отметил, что заявки всех кандидатов являются «очень сильными», и пообещал объективность в выборах. Между тем поездка по побережью от Лоо до Адлера показала: превратить Сочи в цивилизованный курорт, достойный Олимпиады, практически нереально.

Поездка корреспондента «Нашего времени» в город Сочи совпала с ажиотажной подготовкой к Зимней Олимпиаде-2014. Наблюдая за повседневной жизнью Сочи, корреспондент задался несколькими «предолимпийскими» вопросами: смогут ли власти обеспечить комфорт горожан, комфорт туристов, комфорт участников Олимпиады? А экология? Транспорт? Жилье? Мелочей нет. Поездка по побережью от Лоо до Адлера показала: превратить Сочи в цивилизованный курорт, достойный Олимпиады, практически нереально.

Город-свалка

Курортная столица – один из немногих городов в России, где отсутствует современная канализация

Сейчас в городе существуют более 200 санаторно-курортных учреждений, гостиниц и туристических баз, совокупная мощность которых составляет 85 тысяч мест летом и 58 тысяч мест зимой.

Признаться, маловато. На самом деле, понятно, что огромная часть курортников селится в частных гостиницах-коттеджах, коих по горам и ущельям лепится великое множество.

Насчет совкового сервиса и санитарных условий в этих мини-гостиницах можно спорить. Но кто-нибудь обращал внимание, что во всем городе, кроме центральных кварталов, нет одной простейшей штуки – тротуаров?!

Глухие заборы коттеджей, как правило, примыкают непосредственно к проезжей части, или, что еще хуже, дорога ограничивается зловонными средневековыми канавами, по которым стекают нечистоты. Мелочь?

Коренные сочинцы запрещают своим детям купаться в море. По их понятиям, это все равно, что плескаться в унитазе. Курортная столица – один из немногих городов в России, где отсутствует современная канализация. Доходит до смешного: вдоль улицы Волжской, в 500 метрах от резиденции президента, «отходы» текут из каждого двора.

Поставить машину около мини-отелей, которых здесь полно, невозможно: потом не отмоешь. Пешим отдыхающим приходится перепрыгивать через пахучие «чудо-ручьи». Все фекальные воды собираются в один зловонный поток и впадают в самое Черное море у президентского пляжа. Каково?

Если в центре Сочи еще имеется кое-какая канализация и очистные сооружения, то Адлер напрочь лишен подобных «излишеств». Он стал официальной городской свалкой. С 1997 года на эту свалку свозится мусор из Адлерского и Центрального районов.

Адлерский полигон бытовых отходов в ближайшем будущем грозит настоящей катастрофой для всего побережья Сочи. От свалки до моря 2 километра, до курортного городка – 1,5. У склона мусорной горы течет река, по которой продукты распада попадают в море. Вместе с помойной водой вниз стекают и газы от разлагающегося мусора.

Такая же свалка нависла над поселком Лоо – одним из любимейших мест отдыха для несведущих курортников. Свалки периодически горят. Кстати, обычная пластмасса, если горит под давлением (например, в глубине мусорных пластов), выделяет боевой отравляющий газ фосген. Это так – на заметку любопытным….

Почему Сочи, а не Домбай?

Коренные сочинцы запрещают своим детям купаться в море

О чем это я беспокоюсь? Участников Олимпиады, если она вдруг всерьез разразится над городом, разместят вдали от помоек, создадут условия для беспрепятственного передвижения по городу. Если потребуется, всех жителей Сочи выселят за 101 километр, чтоб не путались под ногами и не жаловались на неудобства.

Туристов будут пускать в город только по суперспецпропускам. Это у нас умеют. Вот только кому это надо? Туристам? Сочинцам? Но местные жители думают о возможности Олимпиады с содроганием, и сколько раз я слышал от людей: «Почему именно Сочи выбрали местом для зимней Олимпиады, почему не Домбай? За что нам такое несчастье?»

Начало любого заурядного курортного сезона и без того создает такие грандиозные проблемы горожанам, что многие сочинцы элементарно не могут попасть на работу. Общественный транспорт парализован, а альтернативы – возможности добраться окольными путями – нет.

Курортникам тоже не сладко. Пытаясь однажды уехать вечером из центра Сочи на маршрутном такси, я простоял на остановке полтора часа! «Газели» ехали мимо, забитые до отказа спрессованными счастливчиками.

Таксисты. Я не видел ни одного в Сочи, у которого работал бы счетчик. При этом в конце поездки они имеют привычку озвучивать астрономические цифры за услуги. Частники, независимо от расстояния, начинали торг от ста рублей.

Автомобилям – смертный бой

Сочи по природе местности не приспособлен принимать большое количество гостей

Мне удалось познакомиться и разговориться с Дмитрием Мироновым – коренным жителем Сочи, тренером по велоспорту. Он обрисовал безнадежность дорожной ситуации в городе и абсурдность идеи Олимпиады буквально в нескольких словах:

- Я на работу никогда не езжу на машине, потому что точно знаю: в пробках убью сорок минут или час. На велосипеде добираюсь в два-три раза быстрее. А почему? Сочи по природе местности не приспособлен принимать большое количество гостей.

По сути, одна дорога тянется вдоль побережья, а от нее идут ответвления по ущельям. Прокладывать дублирующие шоссе через город? Ни единого шанса: вся земля раскуплена и хаотично застроена частными мини-гостиницами. Хозяева за каждый клочок земли будут стоять насмерть. Еще бы! Для того чтобы построить эти гостиницы, пришлось выкупить или сжечь уйму старых домов. Были месяцы, когда в Сочи горели по нескольку старых многоквартирных бараков подряд.

Места для парковки автомобилей в городе тоже практически отсутствуют. Необходимость заставляет горожан и туристов бросать машины на улицах, как попало. И тут в игру вступают эвакуаторы – в Сочи они зверствуют, как ни в одном другом городе России.

Например, прежде около парка Ривьера, на территории заброшенного санатория «Кавказ», была удобная стоянка. Желал турист погулять по Ривьере – спокойно оставлял свой автомобиль. Но – нет. Городские власти посчитали, что водителям чересчур легко живется, и превратили обычную стоянку в штрафную!

Сейчас (деваться-то некуда!) непосвященные в тонкости сочинской обдираловки туристы пристраивают машины на улице у ограды Ривьеры. С бывшей стоянки моментально вылетает эвакуатор и утаскивает автомобиль. Я специально засекал: сорок секунд на погрузку, и адью! С началом курортного сезона и до конца бархатного служба эвакуации работает почти в круглосуточном режиме.

Кодексы побоку

Кстати, географически курорт Сочи состоит из 145-километровой полосы вдоль моря, нанизанной на единственную пристойную дорогу. Выехать из центра Адлера, даже в обычные дни – занятие мучительное. По центральной улице Ленина движение порой прекращается из-за железнодорожного переезда.

Отчаявшись, многие пытаются вернуться через мост на правобережье Мзымты и попасть на аэропортовское кольцо по объездной дороге. Но и здесь упираются в хвост длиннющей пробке. Круг замыкается. Транспортная проблема в Сочи практически не решаема.

Проблема в том, что при проектировании и строительстве Сочи как главного курорта страны, в 30-х годах прошлого века, предполагалось движение по дорогам только общественного и санаторного транспорта.

Количественный скачок – увеличение числа частных машин – произошел в Сочи в семидесятых-восьмидесятых годах. Далее ситуация только усугублялась. Согласно статистическим данным ГАИ УВД Сочи, за последние пять лет число автомобилей выросло в полтора раза – с 80 тысяч до 120. В курортный сезон эта цифра увеличивается в несколько раз за счет автотуристов.

По большому счету, единственно эффективным может быть средство, еще две тысячи лет назад опробованное римскими императорами: снести город полностью и отстроить новый на его месте. Фантастика?

Не более чем желание нынешних «олимпийцев» превратить старый Сочи в Нью-Васюки. Конечно, радетелями в первую очередь движет желание не облагородить город, а «освоить» инвестиции, которые выделяются под строительство горнолыжных трасс, гостиниц и прочей олимпийской инфраструктуры.

Нет в природе силы, которая остановит процесс освоения, несмотря на всю абсурдность замыслов . По крайней мере, такой веский довод, как непоправимый вред окружающим город лесам-заказникам, никого из инвесторов не смутил.

Более 80 процентов территории Сочинского курорта покрыто лесами, которые составляют основу Государственного биосферного заповедника и Национального природного парка. При этом новый горнолыжный курорт «Роза Хутор», который возводит компания «Интеррос», занимает территорию в 429 гектаров прямо посреди уникального природного комплекса Сочинского национального парка.

По данным экологов, парку будет нанесен непоправимый ущерб, поскольку при разработке проекта не проводилось государственной экологической экспертизы. Строительство дороги «Сочи-Красная Поляна» вообще плотно упирается в Лесной и Водный кодексы, запрещающие какие-либо работы в заказниках и заповедниках. Кодексы, без сомнения обойдут, но какой ценой?

Текст: Василий Бабушкин

Вам может быть интересно

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт оценил роль Коломойского, Турчинова и Авакова в трагедии 2 мая в Одессе

Многие украинские политики использовали трагедию 2 мая в Одессе для того, чтобы укрепить свои позиции во власти, а некоторые вскоре и вовсе пошли на повышение. Об этом газете ВЗГЛЯД сказал политолог Владимир Скачко. Ранее глава движения «Другая Украина» Виктор Медведчук назвал виновных в поджоге Дома профсоюзов в Одессе.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?