Предположительно, новый населенный пункт получит то же название, что и порт – Усть-Луга. В его центре планируют возвести большой православный храм.
Осталось решить вопрос, кто именно будет населять новый город
Город будет застроен четырех- и пятиэтажными домами, намечен также район индивидуальной застройки с участками в 1200–1500 квадратных метров. Поселить в городе собираются не менее 35 тыс. человек.
Сейчас осталось решить вопрос, кто именно будет населять новый город. Местные власти намереваются пригласить сюда россиян, живущих на Украине, в странах Балтии и республиках СНГ.
На недавней конференции вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двасс назвал один из резервов, за счет которого можно заполнить квартиры в новом городе, – отставные военные. По его оценке, город может принять до 5000 отставников, имеющих сертификаты на жилье, сообщают РИА «Новости».
Из экономической подоплеки строительства нового населенного пункта тайну не делают. Город нужен для того, чтобы обслуживать большой порт Усть-Луга, который будет специализироваться на транзитных грузах, направленных в обход Эстонии.
К тому же недалек тот день, когда порт Санкт-Петербурга окажется перегружен и не сможет справляться с объемом грузоперевозок. В любом случае, приоритетность развития портовой отрасли Россия обозначила еще в начале этого года.
Недавно был принят соответствующий закон «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» и отдельные законодательные акты РФ». Он должен привлечь иностранных инвесторов, помочь портовым зонам увеличить грузооборот, повысить конкурентоспособность балтийских портов, где конкуренция очень сильна.
Впервые о стратегическом интересе к Усть-Луге члены правительства открыто заговорили в конце сентября на форуме, посвященном развитию Сочи.
«Мы готовимся подписать в рамках сочинского форума три крупных соглашения по развитию инфраструктуры нового порта на Балтике. Сейчас уже подписано соглашение по развитию порта Усть-Луга на общую сумму почти 1 млрд долларов», – сообщил тогда Сергей Иванов.
А президент Владимир Путин подчеркнул, что в проекте примут участие и частные инвесторы: «Мы рассчитываем, что в масштабных проектах модернизации ЖКХ и электроэнергетики, развития коммуникаций, транспорта и связи будут широко использованы возможности не только государства, но и частных инвесторов, причем с выгодой и для них самих, и для государства».
Теперь об Усть-Луге говорят уже как о решенном вопросе. Железнодорожники проектируют строительство отдельной ветки для грузового сообщения между портами Усть-Луга, Приморск и Высоцк.
Крупнейший отечественный независимый производитель газа НОВАТЭК собирается построить в Усть-Луге газоперевалочный комплекс стоимостью 9,6 млрд рублей.
В дальнейшем планируется строительство перерабатывающих и обрабатывающих заводов в припортовой производственно-промышленной зоне. Общая стоимость только этих работ оценивается в 1,5 млрд долларов.
Сейчас грузооборот Усть-Луги сравнительно невелик. Здесь действует только угольный терминал и два рыбокомбината. Начато паромное сообщение с Калининградом.
К 2010 году грузооборот Усть-Луги планируется довести до 36 млн тонн. А в 2025 году в порту предполагается обрабатывать уже 120 млн тонн грузов – количество, в три раза превышающее объем Таллинского порта в его лучшие дни.