Основанием для иска о защите чести и достоинства, а также деловой репутации ГТГ, который подал Валентин Родионов в Таганский районный суд, стали высказываниях министра, комментировавшего скандал вокруг выставки «Соц-арт», часть которой министр назвал позором, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на источник в судебных органах.
Мы не призываем милиционеров сломя голову записываться в секс-меньшинства. Это личное дело каждого конкретного заблудшего индивида
На пресс-конференции, созванной по этому поводу в четверг, директор ГТГ Валентин Родионов заявил: «Поводом для иска послужила публикация от 25 октября в газете «Московский комсомолец» высказываний министра культуры РФ Александра Соколова с обвинениями в коррупции в адрес Третьяковской галереи».
Он потребовал обязать ответчика опровергнуть свои заявления. «Публичного извинения будет достаточно», приводит его слова РИА «Новости».
Предположительно, Таганская прокуратура получит иск, направленный от Государственной Третьяковской галереи и Родионова лично в течение двух-трех дней после отправки, но на данный момент иск еще не дошел до прокуратуры, уточняет агентство.
Напомним, яблоком раздора стала выставка «Соц-арт. Политическое искусство в России», составленная куратором Государственной Третьяковской галереи Андреем Ерофеевым.
Глава Минкульта РФ Александр Соколов в процессе подготовки экспозиции к экспонированию в Париже заявил: «Если эта выставка там появится, то это будет тот самый позор России, за который нам придется уже отвечать по полной». По словам Соколова, в Париж «вывозится порнография, целующиеся милиционеры, эротические картинки».
«Я сделал все что мог, чтобы она туда не поехала», – добавил чиновник и подчеркнул, что ответственность за данную выставку «лежит на Третьяковской галерее и ее директоре».
Поначалу главный хранитель Государственной Третьяковской галереи Екатерина Селезнева, комментируя ситуацию вокруг выставки в Париже, отметила, что, «если бы для подготовки выставки у нас было больше времени, мы бы сразу не включили в список работ те 17 картин, вокруг которых и разгорелись дебаты», приводила ее слова «Русская служба новостей».
Как писал в колонке газеты ВЗГЛЯД один из художников, принимающих участие в выставке, Александр Шабуров, «первоначально она экспонировалась в ГТГ на Крымском Валу в марте 2007 года – во время Второй Московской биеннале современного искусства. И, как все проекты Ерофеева, была признана если не лучшим событием сезона, то уж данной биеннале точно.
Скандальную славу парижской выставке принесло высказывание министра культуры РФ Соколова, назвавшего ее «позором для России» и заявившего, что он лично сделает все, чтобы контейнеры с произведениями художников не покинули пределов страны. Особо министр отметил фотографию «Целующиеся милиционеры», сделанную мной и моим напарником Мизиным.
Министр подчеркнул, что демонстрация Россией «порнографии» не клеится с недавним выступлением во Франции патриарха Алексия II, сравнившего там педерастию с клептоманией».
«Мы не являемся большими поклонниками мужеложества, – говорит Шабуров. – Название «Синие носы» прикрепилось к нам совсем по другому поводу. Мы не призываем милиционеров сломя голову записываться в секс-меньшинства. Это личное дело каждого конкретного заблудшего индивида...
Мы десять раз повторили: художники – не священники, чтобы призывать народ к нравственности. Двадцать: что у художников – двоякая функция. С одной стороны, переваривать окружающую невнятицу в общеупотребимые образы и смыслы. А с другой – проверять на прочность и жизнеспособность то, что успело стать общим местом...
И пятьдесят раз объяснили, что такое соц-арт. Что это искусство, возникшее давным-давно, в 1970-е, когда художники переосмысливали язык окружавших их коммунистических лозунгов и портретов членов Политбюро... Теперь это музейная история...
Мы занимаемся искусством более «современным» – так принято именовать виды и техники, появившиеся в XX веке (фото, видео, акции и инсталляции). Перерабатываем актуальную визуальность. Какую? Включите телевизор! Что вы там увидите – клиповая нарезка, бесконечные юмористические шоу, замешанная на сексе реклама, сериалы про ментов и новости про бен Ладена.
Вот и у нас – все то же самое, только доведенное до абсурда...»
Далее художник описывает «анатомию и участников» скандала. Министра он даже оправдывает: «Соколова … наверняка подставили – как Хрущева в Манеже. Он, как самый главный босс в этой иерархии, решил отчитать руководство ГТГ, оказавшееся меж двух господ, чтоб оно не сомневалось, кто здесь главнее. Не удержался, дабы не пнуть курируемую ФАККом выставку, из-за которой разгорелся скандал».
«Ясно, что у ведомства Соколова непростые отношения с ведомством Швыдкова, а потому ошибки друг друга они без внимания не оставляют… Соколов метил в ФАКК, а угодил в себя», – резюмирует художник.
По словам самого Соколова, которые приводит «Эхо Москвы», владельцы некоторых частных галерей хотят поднять стоимость работ своих авторов за счет имени Третьяковки.