Общество

26 октября 2007, 10:05

НАСА испугалось собственного исследования

Фото: airliners.net

Отчет Национального агентства по аэронавтике (НАСА), содержащий сведения о количестве авиапроисшествий в США, может вызвать нешуточный скандал. НАСА отказывается публиковать данные, полученные в результате опроса 24 тыс. американских пилотов, ссылаясь на то, что информация была получена на условиях конфиденциальности.

Между тем агентство Аssociated Press, которое и привело эту информацию, утверждает, что НАСА приказало социологической компании, проводившей исследование, стереть из компьютеров все полученные данные. О том, что содержалось в уничтоженных файлах, информагентству рассказал на условиях анонимности источник в НАСА.

Негласное правило, действующее в большинстве стран, таково: если происшествие с воздушным судном можно скрыть, его скрывают

Как утверждает источник АР, исследование проводилось в течение четырех лет и было завершено в 2006 году. Данные опросов показывают, что официальная статистика, публикуемая органами авианадзора США, занижена более чем вдвое.

В частности, столкновения самолетов с птицами, а также непредвиденные выезды за пределы взлетно-посадочной полосы случаются много чаще, чем это публикуется в отчетах. По некоторым сообщениям, исследование проводилось с целью выявить наиболее характерные ошибки пилотирования, допускаемые летчиками в тех или иных ситуациях.

Естественно, что подобная информация, преданная огласке, может испугать авиапассажиров и нанести ущерб авиаперевозчикам. Между тем подобный разрыв между официальными данными и сведениями, полученными в результате частного исследования, будет значительным в любой стране мира, где существуют авиаперевозки. Тут работает человеческий фактор: «Обошлось – и ладно!».

Действительно, кому хочется связываться с долгим разбирательством из-за пучка птичьих перьев или схода одной из стоек шасси с бетонки? В конце концов, поврежденную птицей панель обшивки без шума заменят, как и снесенные шасси самолета, посадочные огни на полосе. Ведь никто не пострадал!

В общем, негласное правило, действующее в большинстве стран, таково: если происшествие с воздушным судном можно скрыть (например, подведя ту же замену панели под регламентные работы или текущий ремонт) – его скрывают. В противном случае есть большая вероятность, что испуганные пассажиры затаскают авиакомпанию по судам.

Между тем в США и Канаде есть своя специфика: огромное число летательных аппаратов, находящихся в частном пользовании. В некоторых районах Аляски и Лабрадора легкие «сессны», «пайперы» и «биверы» выполняют роль семейных автомобилей, воздушных такси или карет «скорой». А в официальные отчеты попадают лишь инциденты с зарегистрированными авиаперевозчиками, то есть произошедшие при выполнении регулярных, чартерных и специальных рейсов (отметим, что подобные правила действуют и во многих других странах).

Так что если у лайнера, везущего туристов в Анкоридж, сорвет в полете технологический лючок, не влияющий на безопасность полета (причем замечено это будет только на технической стоянке дней эдак пять спустя), такой случай имеет некоторый шанс попасть в официальные сводки, особенно если об этом узнают репортеры или фанаты-споттеры, часами выслеживающие в аэропортах лайнеры, чтобы сделать необычную фотографию.

А вот если у частной «сессны» остановится в воздухе единственный мотор, запись об этом останется лишь в анналах местной диспетчерской службы или в журнале спасателей (а после этого, скорее всего, и в кладбищенской книге).

Впрочем, там, где пересекаются интересы крупных авиаперевозчиков и авиапроизводителей, скрываются и гораздо более вопиющие факты. К примеру, в 2002 году в Амстердаме у американского «Боинга» компании Delta при взлете отказала навигационная система. Авиационные власти США узнали об инциденте только спустя месяц! При этом случай, потенциально угрожавший катастрофой, не был зафиксирован ни в одном официальном документе.

На этом, весьма удручающем, фоне ситуация в нашей стране выглядит много лучше. По словам вице-президента некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаила Аптукова, российская статистика фиксирует любую информацию, даже об инцидентах, которые обходятся без людских потерь и с минимальными повреждениями, подлежащими восстановлению. «Это 99% аварийных случаев», – считает эксперт.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

Захарова отреагировала на заявление Бауэра о высокоточных ударах по России
Темы дня

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Авиаэксперт объяснил, как сдвиг ветра мог привести к возгоранию Superjet в Анталье

Стратегия Запада на фоне успехов СВО. Как России не попасть в ловушку

Новости

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России

Страны Североатлантического альянса рассматривают возможность нанесения превентивных ударов по России в случае вооруженного конфликта, заявил глава Военного комитета блока адмирал Роб Бауэр.

Кабмин счел недоработанным проект о запрете мигрантам привозить семьи в Россию

Правительство России считает, что законопроект о запрете трудовым мигрантам привозить семьи в страну требует существенной доработки, поскольку он может создать правовую неопределенность, следует из копии проекта отзыва кабмина.

СМИ назвали число инцидентов с самолетами SSJ-100 за один день

Сразу пять инцидентов с самолетами Sukhoi Superjet 100 произошли 24 ноября, включая пожар и неисправности в системах гидравлики и шасси.

РФ представила ОЗХО доказательства применения Украиной химоружия в Курской области

Россия передала ноту Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) с доказательствами использования Украиной химических веществ в районе Суджи Курской области, заявил глава российской делегации, замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский.

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

Россия назвала ноту ОЗХО о химикатах на Украине театром абсурда

Нота Организации о якобы применении токсичных химикатов на Украине напоминает театр абсурда и является необоснованной провокацией, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Кирилл Лысогорский на 29-й Конференции государств – участников ОЗХО.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Шойгу рассказал о планах России исключить талибов из черного списка

Москва планирует исключить талибов (исламистское движение «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, запрещено в РФ) из черного списка для развития отношений с Афганистаном, заявил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

Кофе подорожал до максимума за 13 лет

Цены на кофе арабика достигли рекордного уровня за 13 лет из-за неблагоприятных прогнозов урожая в Бразилии.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?