Экипаж 13-й экспедиции на МКС, в составе которого была первая космическая туристка Аноуше Ансари, благополучно вернулся на Землю. Утром в пятницу около 5.13 по московскому времени спускаемый аппарат корабля «Союз ТМА-8» с космонавтами штатно приземлился в расчетном районе Казахстана, примерно в 87 км к северу от города Аркалык.
Должна сказать, что полет стал для меня далеко не детской прогулкой. Я испытала множество неприятных ощущений
Поисковая группа уже обнаружила приземлившуюся капсулу. Первая космическая туристка и экипаж 13-й экспедиции нормально перенесли снижение и посадку, передает РИА «Новости», а представитель службы поиска и спасания сообщил в подмосковный Центр управления полетами также о том, что настроение экипажа бодрое.
Повышенное внимание во время всего цикла работы экипажа, естественно, было приковано к Аноуше Ансари. Американка иранского происхождения Ансари стала четвертым космическим туристом, полетевшим в космос на российском корабле «Союз», – до нее в космосе побывали граждане США Деннис Тито (2001 год) и Грегори Олсен (2005 год), а также южноафриканец Марк Шаттлуорт (2002 год). Однако женщин среди космических туристов до Ансари не было.
Поэтому ничуть не странно, что во время прошедшей видео-пресс-конференции с российскими СМИ большинство вопросов было адресовано прекрасной женщине-космонавту. Журналисты интересовались ее состоянием и настроением.
Аноуше отвечала, что «самочувствие, конечно, отличается от земного, но я все воспринимаю вполне адекватно и постепенно приспосабливаюсь к новой обстановке», цитирует «Интерфакс».
«Должна сказать, что полет стал для меня далеко не детской прогулкой. Я испытала множество неприятных ощущений, включая головную боль и общую слабость», – передает НТВ слова космической туристки. Впрочем, Аноуше заявила, что привыкла к особенностям жизни в космическом пространстве и даже начала получать от них удовольствие. «Состояние невесомости, когда можно летать и кувыркаться, вызывает волшебные ощущения, – говорит Ансари. – Никогда в жизни я этого не забуду».
В свою очередь участвовавшие в пресс-конференции мужчины-космонавты сказали, что присутствие Ансари само по себе благотворно влияло на обстановку на станции и что они заботятся об единственной женщине на борту. «Работоспособность и эффект от присутствия Ансари на борту МКС опровергают традиционное морское представление о присутствии женщины на корабле», – заявил бортинженер 14-й основной экспедиции на МКС Михаил Тюрин.
Аноуше Ансари родилась в Тегеране в 1967 году, затем в 1984-м она эмигрировала в США. Она обучалась в университете Джорджа Мэнсона, где получила степень бакалавра в области электротехники и информатики. Она также получила степень магистра в университете Джорджа Вашингтона.
Ансари с детства мечтала стать астронавтом. В начале февраля 2006 года Ансари приехала в Россию и успешно прошла медкомиссию, получив допуск главной медицинской комиссии на спецподготовку. Изначально она являлась дублером японского космического туриста Дайсукэ Эномото, который не был допущен к полету по состоянию здоровья. Тем самым мечта Аноуше осуществилась, правда, за нее пришлось заплатить порядка 20 млн. долларов.
Впрочем, не стоит забывать о том, что Ансари не была «туристкой» в полном смысле слова, – за 10 дней, проведенных на борту МКС, она провела три научных эксперимента, фотосъемку из космоса и приняла участие в нескольких образовательных телепередачах. В пятницу представитель Европейского космического агентства Кристиан Файхтингер заявил, что европейские эксперименты Ансари «провела в полном объеме».
«Мы ждем результатов этих экспериментов», – отметил представитель ЕКА. В свою очередь директор Института медико-биологических проблем РАН Анатолий Григорьев отметил, что Ансари «работала очень хорошо, медицинскую программу выполнила полностью, и мы очень довольны ее работой».
Во время прощания на борту МКС Ансари сказала, что надеется повторить полет в ближайшем будущем.
Между тем, как сообщается, единственной властной структурой родины туристки, которая положительно отозвалась о полете Ансари в космос, стало Иранское космическое агентство. Остальные госучреждения предпочитают хранить по этому поводу красноречивое молчание.
А представители иранского духовенства, напротив, недвусмысленно напоминают: истинное призвание женщины – быть хранительницей домашнего очага, а не богатой предпринимательницей и космонавткой.