Советскую субмарину, пережившую печально известную аварию, которая могла бы спровоцировать ядерную войну, Владимиру Романову удалось спасти всего за несколько недель до ее намеченной утилизации.
Если бы покупателя на К-19 не нашлось, то она была бы утилизирована, как и остальные старые подлодки
Однако целиком подлодку купить Романову не удалось, так как законы и международные договоры запрещают продавать военные суда частным лицам. Из-за этого мультимиллионер смог купить только сектор без вооружения длиной 9 м и высотой 11 м.
Соответствующий договор с российским судостроительным заводом «Нерпа» уже подписан. Если бы покупателя на К-19 не нашлось, то она была бы утилизирована, как и остальные старые подлодки.
Сейчас литовский мультимиллионер-бизнесмен планирует превратить K-19 в музей и поставить ее на якорь в Москве. В голливудском фильме «K-19», где роль капитана сыграл известный американский актер Харрисон Форд, рассказывается история экипажа подлодки, восемь членов которого погибли от радиации после героических усилий по предотвращению взрыва атомного реактора в результате неисправности.
Авария произошла в районе североамериканского побережья, и Вашингтон мог истолковать взрыв как удар со стороны Советского Союза. Романов служил на этой подлодке поваром с 1966 по 1969 год.
«Эта лодка мне очень дорога, – рассказал он The Guardian. – Я хотел спасти ее для мировой истории как символ тех героев, которые предотвратили третью мировую войну».
Александр Никишин, историк, возглавляющий проект воссоздания субмарины, заявил, что подлодку восстановят и доставят в Москву. Внутри субмарины планируется выставить экспонаты, рассказывающие ее историю, а также будет работать клуб для подводников. По его словам, стоимость проекта превысит 1 млн. долларов.
66-летний Виктор Стрелец, который был электриком на К-19 во время аварии, заявил, что крайне рад тому, что лодка спасена. «Экипаж хотел этого многие годы, но мы не могли найти спонсора», – заявил он. К-19 стала первой советской ракетной атомной подводной лодкой, военно-морской флаг на которой был поднят в конце 1960 года.
4 июля 1961 года во время учений «Полярный круг», когда подлодка под командованием капитана 2-го ранга Николая Затеева следовала в Северную Атлантику, произошла серьезная авария в реакторе главной энергетической установки. В результате ее погибли восемь моряков.
Сама подводная лодка за годы эксплуатации перенесла практически все возможные виды аварий – от столкновения до переопрессовки первого контура, из-за этого советскими моряками была прозвана «плавучей Хиросимой». Самая серьезная авария на борту этой субмарины произошла в феврале 1972 года, когда в результате пожара погибли 28 моряков.