В Департаменте природопользования столицы не пояснили, каким именно экологическим нормам не соответствовал бензин – был слишком богат тяжелыми металлами или просто разбавлен.
Штраф на 4 миллиона
Общая сумма штрафов достигла 4 миллионов 200 тысяч рублей, однако уплачено всего четыре штрафа, которые не покрывают и четверти этой суммы
В конце 2005 года сотрудники Департамента природопользования Москвы обнародовали черный список городских АЗС – тогда в него вошли 25 заправок, но некоторым компаниям принадлежало по 2-3 точки. За первое полугодие 2006 года было проверено 96 АЗС, но отклонения от существующих норм были выявлены всего в 14 точках. В список нарушителей этого года прошлогодние нарушители не попали – видимо, политика штрафов все-таки делает свое дело. По выявленным в июне фактам нарушения тут же было возбуждено три дела об административных правонарушениях, и виновные были оштрафованы в сумме на 900 тысяч рублей.
Несмотря на внушительную сумму, дальнейшие выплаты будут еще больше. С начала 2006 года в связи с нарушениями законодательства об охране окружающей среды вынесено 15 постановлений. Общая сумма штрафов достигла 4 миллионов 200 тысяч рублей, однако уплачено всего четыре штрафа, которые не покрывают и четверти этой суммы. Выплат нет по самым разнообразным причинам: то не истек срок добровольной уплаты штрафа, то происходит процедура обжалования (из семи обжалованных постановлений судом отменено всего два, и юристы департамента подали в их отношении апелляционные жалобы).
Несмотря на небольшое количество проверенных заправок, специалисты Департамента уверены, что ситуация с торговлей бензином в Москве серьезно улучшилась и вал контрафактного топлива пошел на убыль. Правда, до полной победы пока далеко. Возможно, если бы торговцы некачественным бензином имели в перспективе не уплату штрафа (пусть даже и большого), а отзыв лицензии, то победа настала бы существенно раньше.
Цифры и реальность
Стоит отметить и некоторые нюансы на фронте борьбы с некачественным автомобильным топливом. Статистика Департамента природопользования отметила в конце прошлого года 37 заправок, торгующих «неправильным бензином», но в большинстве своем претензии были даже не столько к качеству бензину, сколько к количеству содержащегося в нем свинца. Стандарты «Евро-2» допускают наличие свинца в бензине на уровне 10 мг/дм куб. или меньше. Московские же нормы до недавнего времени были в два раза строже: постановление городских властей № 952 допускало не больше 5 мг/дм куб.
В октябре 2005 года правительство РФ утвердило технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ». Через шесть месяцев после утверждения новых норм начал действовать стандарт «Евро-2», хотя для производителей топлива нововведения начали действовать практически сразу. Это одна из причин, по которой могла серьезно сократиться тревожная бензиновая статистика.
Есть и другая. В Департаменте природопользования столицы работа по сбору необходимых замеров топлива на автозаправках возложена на плечи всего двух инспекторов. Сколько они успеют сделать за месяц, такова и будет статистика. Кроме того, сотрудник департамента сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что дело сильно осложняет судебная волокита. «Штат пока не увеличивают. Сколько могут успеть два человека за месяц – ведь им и в суд приходится ездить, и пробы брать… По возможности справляемся», – заключил сотрудник департамента.
Постановления вынесены в отношении следующих компаний:
ООО "Контур ойл групп" (АЗС по адресу v Воронцовские пруды, вл.1/1)
ООО КПФ "Лидер v АСВ" (АЗС по адресу v Варшавское ш., вл. 118А)
ООО "НГК "Интеройл" (МАЗС по адресу v Зенитчиков ул., д.7)