В 2000 году культурными столицами были объявлены сразу 9 городов: Рейкьявик, Берген, Хельсинки, Брюссель, Прага, Краков, Авиньон, Болонья и Сантьяго-де-Компостела.
Стамбул культурнее
Презентовать себя Киев учился у Кракова и Генуи, которые получали титул европейской культурной столицы в 2000 и 2004 годах соответственно
Киеву не удалось войти в заключительную группу городов, из которых будет выбрана культурная столица Европы 2010 года. Его обошел турецкий Стамбул. На кону стояли престиж, важный фактор для вступления в ЕС и миллион евро. Для Киева это была последняя попытка стать «культурным», так как с 2010 года в конкурсе смогут участвовать лишь города стран ЕС. Но украинские чиновники уверены, что еще не все потеряно.
Стамбул подал заявку на конкурс еще в 2000 году. Киев подключился к «соревнованию» в августе 2005. Его участие инициировала гражданка Польши, член делегации межпарламентского сотрудничества ЕС-Украина Гражина Станишевская, которая после оранжевой революции убедила новые украинские власти поучаствовать в престижном конкурсе. Победа на нем – это не только обладание почетным титулом, но и повышение интереса к городу у европейских туристов и 1 млн. евро от ЕС.
В итоге развернулась нешуточная борьба за звание, которое может служить хорошим подспорьем для Украины и Турции на пути в ЕС. Но затем новое руководство Украины больше захлестнули политические проблемы, нежели желание сделать свою столицу культурной.
Как заявила «Газете по-киевски» замначальника отдела по вопросам международной деятельности Главного управления культуры и искусств Анна Лановенко, специально для конкурса была разработана отдельная программа культурного развития Киева до 2009 года.
«Сделали буклет на 160 страниц с фотографиями и описанием культурного наследия города, инвестиционных и архитектурных проектов, гендерной политики, программы культурных мероприятий», – пояснила она. А презентовать себя Киев учился у Кракова и Генуи, которые получали титул европейской культурной столицы в 2000 и 2004 годах соответственно.
Видимо, на этом подготовка закончилась. Турки же готовились более основательно. «Стамбул потратил на участие в конкурсе сотни миллионов евро, мы же – всего 1 млн. 100 тыс. гривен. Это несоизмеримые суммы. Кстати, в Турции проект курировал премьер-министр страны – ведь это касается политики вхождения в ЕС», – рассказал начальник ГУ культуры и искусств Александр Быструшкин.
17 февраля состоялась презентация Киева для жюри из ЕС, а вчера было окончательное решение в пользу Стамбула. Но в Киеве нашли выход из ситуации. «Еще будет заседание министров культуры стран ЕС, которые рассмотрят решение жюри и обратятся со своим предложением в Европарламент. В ноябре мы будем просить Европарламент дать титул двум городам!» – сообщил Александр Быструшкин.
Имя города-победителя станет известно в ноябре.
Экономическая выгода
Стамбул станет культурной столицей Европы 2010 года (фото GettyImages) |
Европейские города борются за звание культурной столицы с 1985 года. Помимо звания город получает еще и экономическую выгоду от победы. И дело даже не в миллионе евро, который присуждается победителю.
По традиции европейская культурная столица долго и тщательно готовится к приему гостей: прихорашивается, перестраивается и готовит обширную программу мероприятий. Это дает шанс городу при желании кардинально изменить свой имидж. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного по заказу Еврокомиссии с целью выяснения изменений, произошедших в избранных до 2004 года культурных столицах Европы.
К примеру, в 1999 году, когда культурной столицей был немецкий Веймар, наполняемость городского гостиничного сектора подскочила на 56,3%, передает Deutsche Welle. В последовавший затем год она упала на 22%.
В среднем число туристов в завоевавших титул культурной столицы городах возрастает в соответствующий год на 12,7% и сокращается затем на 3,9%. Культурные столицы посещают преимущественно люди образованные. По меньшей мере 40% посетителей имеют высшее образование: в Роттердаме и Саламанке в 2001 году образовательный уровень гостей в совокупности на 30% превосходил средний показатель по Евросоюзу.
Но наибольший поток туристов привлекают особенно масштабные события. Фессалоники – культурную столицу 1997 года – посетило 1,5 млн. туристов, половина из них посмотрела выставку «Сокровища горы Афон». В Роттердаме в 2001 году магнитом для публики оказалась экспозиция работ Хиеронимуса Босха. «20% событий привлекают 80% посетителей», – говорится в исследовании.
Некоторые города готовят мегапрограмму. «В Фессалониках концерт U2 посетили 50 тыс. человек, но и стоило шоу 3,2 млн. евро», – предостерегают авторы исследования. Но есть и примеры успешно справившихся с такой задачей городов – Брюссель и Роттердам, например, сумели завлечь новую публику и интегрировать в программу весь город, а не только центральные районы.
Некоторые столицы сумели сохранить за собой имидж интересного с точки зрения культуры города и после того, как титул перешел к другим городам. Французский Лилль сумел, например, облагородить свои индустриальные окраины постоянно действующими там культурными институциями. И сегодня еще таблички на автострадах указывают дорогу в культурную столицу 2004 года – Лилль.
Кстати, заявления украинских чиновников о том, что для Киева еще не все потеряно, не лишены оснований, так как «культурным» признается не обязательно один город. Например, в 2000 году культурными столицами были объявлены сразу 9 городов: Рейкьявик, Берген, Хельсинки, Брюссель, Прага, Краков, Авиньон, Болонья и Сантьяго-де-Компостела.