Британия и Америка до сих пор настаивают, что именно они победили нацистов, хотя факты указывают на то, что их вклад был второстепенным.
В Британии широко известен факт о том, что местная армия во Франции остановила 56 немецких дивизий, чем оказала помощь Красной армии
Тон многих публикаций по истории Второй мировой войны в западных странах во многом был задан книгой Уинстона Черчилля «Вторая мировая война», где он утверждает, что центральная роль в ходе конфликта принадлежит Британии.
Главные союзники Англии – США и СССР, которых Черчилль собрал воедино в составе Антигитлеровской коалиции, обеспечивают альянс дополнительной силой, что позволяет ему прийти к победе. В Европе союзники с Запада и Востока сотрудничают, преодолевают разногласия и, в конце концов, одолевают врага.
Однако сейчас британцам предлагают подумать о том, что эта точка зрения в самом деле не столь однозначна, пишет в четверг The Sunday Times (перевод публикует Inopressa). Британцам, а вместе с ними и другим приверженцам мнения Черчилля, сообщают о том, что, к примеру, русские не сомневаются в решающем значении именно их действий и считают деятельность англо-американцев далеко не столь важными. Американцы в свою очередь подчеркивают роль США в качестве «арсенала демократии».
Более того, русские и американцы настаивают, что «настоящая война» развернулась в 1941 году, а события 1939–1941 годов считают лишь прелюдией, что считается непривычным для англичан.
Американской и британской общественности долгое время внушали, что именно «мы выиграли войну». В Америке в память о войне создан даже специальный музей «Дня Д», а Стивен Спилберг, поставивший «Спасти рядового Райана» и выступивший в роли копродюсера новой картины «Знамена наших отцов» (она скоро выйдет на экраны), похоже, сделал увековечивание черчиллевского мифа целью всей жизни.
В Британии широко известен факт о том, что местная армия во Франции остановила 56 немецких дивизий, чем оказала помощь Красной армии. Но гораздо меньше говорят о том, что если бы та же Красная армия не уничтожила 150 немецких дивизий, высадка союзников не состоялась бы вовсе.
Наступление на Германию действительно велось общими силами, но это не значит, что все вносили в него одинаковый вклад. Главная заслуга в разгроме принадлежит исключительно армиям Сталина, отмечает автор статьи, подкрепляя точку зрения неизвестными британцам фактами.
Что касается последующих событий, то здесь важнейшее значение имеет масштаб. Поскольку 75–80% потерь Германия понесла на Восточном фронте, союзники, соответственно, вывели из строя лишь 20–25% солдат вермахта. Более того, поскольку Британия выставила всего 28 дивизий (американцы – 99), ее конкретный вклад в победу в этом смысле составляет примерно 5–6%. Так что британцам, считающим, что это «мы выиграли войну», следует хорошенько над этим задуматься.
Отдельного анализа заслуживают и относительно скромные размеры американского военного контингента. Если генерал Джордж Маршалл и его штаб поставили задачу отмобилизовать 100 дивизий, то Германия выставила в 2,5 раза, а Советский Союз в 3–4 раза больше.
Конечно, голыми цифрами всего не объяснишь, нужно понимать, что в каждой сфере были свои лидеры. Однако приписывать все успехи Британии и США в корне неверно, отмечает автор. Вероятно, западным аналитикам, умеющим сложить два и два, скрепя сердце придется признать тот факт, что привычная версия Черчилля явно нуждается в пересмотре.