Общество

5 октября 2006, 08:03

Самолет опоздает на год

Фото: rian.ru

Европейский консорциум Airbus в очередной раз подтвердил, что поставки крупнейшего в мире авиалайнера А-380 задерживаются как минимум на год. В 2007 году будет поставлен всего один самолет - вместо девяти запланированных ранее. В 2008 году клиенты получат 13 самолетов А-380, а в следующем, 2009-м, должны начать регулярные рейсы еще 25 лайнеров.

По сообщению ВВС, к 2010 году это приведет к потере консорциумом прибылей на сумму более 3,5 млрд. долларов. Один из ведущих заказчиков - авиалиния Emirates в Дубае - получит из 45 заказанных самолетов с задержкой на 10 месяцев; представители компании уже говорят, что собираются пересмотреть свои отношения с консорциумом.

Сплошные убытки

Фактический владелец Emirates принц Дубая Ахмед бин Саид аль-Мактум пригрозил подать на Airbus в суд за отказ поставлять лайнеры в оговоренный контрактом срок

Фактический владелец Emirates принц Дубая Ахмед бин Саид аль-Мактум пригрозил подать на Airbus в суд за отказ поставлять лайнеры в оговоренный контрактом срок. В конфликт вынужден был вмешаться даже премьер-министр Франции Доменик де Вильпен, пообещавший «помочь EADS преодолеть сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы все клиенты получили самолеты на самых выгодных условиях».

Подождать придется и компании Lufthansa - 15 заказанных ей самолетов будут готовы к эксплуатации только летом 2009 года. В свою очередь, представители Airbus отметили, что в июне 2006 года «недооценили объем работ по окончанию установки электрооборудования в носовой и хвостовой частях фюзеляжа самолета».

Другой крупный заказчик А-380 Singapore Airlines не только потребовал от Airbus выплатить многомиллионную неустойку, но и принял решение полностью переориентироваться на продукцию Boeing, разместив у американцев заказ на 20 новых самолетов Boeing 787 общей стоимостью 4,5 млрд. долл.

Напомним, что авиастроительная компания Airbus со штаб-квартирой во Франции является дочерним предприятием европейского аэрокосмического концерна EADS (European Aeronautic Defence and Space Company, владелец 80% акций Airbus), 22,5% акций которого, в свою очередь, принадлежат DaimlerChrysler AG.

Немецкий автоконцерн, как акционер EADS, работает в союзе с французским холдингом Sogeade, активы которого принадлежат государству и группе компаний Lagardère. В распоряжении французского холдинга имеется столько же акций EADS, сколько и у DaimlerChrysler. 5,47% акций владеет испанский государственный холдинг SEPI. «В рамках подготовки нашей финансовой отчетности за III квартал текущего года мы намерены внимательно просчитать и проанализировать, в какой степени поступившие сегодня новости от EADS и Airbus повлияют на наши собственные финансовые показатели», - говорится в кратком заявлении DaimlerChrysler.

Вынужденный аутсорсинг

Густав Хумберт

После скандала, связанного с отставкой топ-менеджера европейского консорциума EDAS Ноэля Форжара, а вместе с ним и главы Airbus Густава Хумберта, это уже четвертое сообщение такого рода. Предпоследнее прозвучало 2 октября, однако тогда окончательный план поставок самолетов заказчикам компания не представила.

Между тем газета Financial Times Deutschland, ссылаясь на информированные источники в концерне, сообщила о возможности реструктуризации Airbus. Издание намекнуло, что подробности плана по выходу из сложившейся ситуации станут известны лишь после заседания кризисного штаба. И действительно, вчера некоторые пункты антикризисной программы стали известны.

Как сообщает французская газета Les Echos, концерн намерен на 15% увеличить эффективность производства. Одной из мер станет, в частности, сокращение рабочих мест. По информации журнала Spiegel, программа предусматривает концентрацию производства A-380 в филиале концерна в Тулузе. До сих пор монтаж отдельных частей лайнера осуществлялся в различных филиалах, в том числе и в Гамбурге, где работают более 10 тысяч сотрудников.

Сюда согласно программе будет полностью перенесена сборка самолета A-320. Чтобы сократить расходы, руководство EADS рассматривает возможность увеличения доли субподрядчиков в производстве пассажирских авиалайнеров. В частности, концерн намерен передать производство 30% деталей для модели A-350 и 15% для A-320 предприятиям-партнерам, в первую очередь в России и Китае.

Также Airbus планирует частично отказаться от услуг европейских поставщиков комплектующих в пользу компаний из «долларовой зоны», то есть, например, Азии. Эти меры позволят концерну ежегодно экономить около 2 млрд. евро и на 40% сократить срок разработки новых моделей.

Последствием шагов по аутсорсингу и концентрации производства может стать продажа или закрытие ряда цехов нестратегического значения. Эксперты инвестиционного банка Goldmann Sachs считают, что такая судьба может постигнуть 7 из 17 европейских филиалов EADS.

Свет с Востока

Airbus A320

Между тем источники газеты Les Echos сообщают, что технические проблемы, из-за которых произошла задержка с поставками А-380, еще не устранены. Это означает, что неприятности ожидают не только покупателей, но и подрядчиков Airbus. Как сообщает немецкая газета Wirtschaftswoche, ряд предприятий, производящих детали для A-380, находится в тяжелом финансовом положении.

Дело в том, что, согласно контрактам, деньги за разработку и поставку продукции Airbus выплачивает своим подрядчикам лишь по окончании монтажа самолета. Но этот процесс, как известно, постоянно откладывается в связи с внутренними проблемами концерна. Единственный реальный шанс преломить негативную тенденцию – организовать совместно с Россией разработку и производство европейских лайнеров нового поколения у нас в стране в обмен на крупномасштабные заказы со стороны отечественных авиакомпаний.

Наш рынок наряду с индийским и китайским – один из самых крупных в мире. По оценкам самого Airbus, в течение ближайших двадцати лет в России будет продано не менее 600 новых магистральных самолетов на сумму свыше 50 млрд. долларов. Однако европейцы пока колеблются.

После приобретения российским государственным Внешторгбанком 5,02% акций EADS возникла необходимость изучения стратегии дальнейшего развития концерна. Об этом было заявлено еще 23 сентября после встречи лидеров Германии, Франции и России. По словам Владимира Путина, на которые ссылается немецкое информационное агентство dpa, для этого будет создана специальная рабочая группа экспертов.

«В ходе встречи мы детально обсудили вопрос участия российского капитала в деятельности EADS», - цитирует Путина агентство. Москва, по его словам, «сильно заинтересована» в сотрудничестве с Германией и Францией в области авиастроения и освоения космического пространства. По информации агентства «Интерфакс», после пресс-конференции Путин заявил журналистам, что реакция лидеров Франции и Германии на приобретение Внешторгбанком акций ЕАDS была «осторожно конструктивной».

«Они (европейцы) боятся, что мы можем накопить пакет (ЕАDS), а потом использовать его, чтобы разрушать саму компанию. Мы не собираемся этого делать», - цитирует слова Путина агентство.

Один из топ-менеджеров EDAS призналcя журналу «Эксперт», что Европа до сих пор видит в российском авиапроме не только партнера, но и конкурента. «Это только кажется, что российский авиапром дышит на ладан, но если он получит крупные инвестиции и современные технологии, то мгновенно превратится в серьезного соперника на мировом рынке», – заявил представитель EADS. Но похоже, что европейцам придется с этим смириться – альтернативы сотрудничеству с Россией у EADS сейчас нет.

Текст: Геннадий Нечаев

Вам может быть интересно

ВС России нанесли массированный удар по предприятиям ВПК Украины
Темы дня

США решили вылечить Европу от страха перед Россией

Радикальные изменения обозначены в подходе Соединенных Штатов к обеспечению своей безопасности. По крайней мере, именно такие заявления и декларации содержатся в новой Стратегии нацбезопасности США. В чем именно они заключаются, как это касается союзников Вашингтона в Европе – и их текущего противостояния с Россией?

Россия получила признание за границей как авиационная держава

Впервые в постсоветской истории иностранная страна может начать собирать российские самолеты на своей территории. Такой план вынашивает Индия, с которой у России давние тесные связи в сфере боевой авиации и ракетостроения. Теперь Дели признал наши компетенции и в гражданской авиации. Индия хочет собирать самолеты Superjet и Ил-114. Причем как для своего огромного рынка, так и для дальнейшего экспорта. Чем этот проект выгоден каждой из сторон?

Эксперт объяснил нежелание стран ЕС конфисковывать российские активы

Каллас признала справедливость критики США в адрес Евросоюза

В Индии оскорбились выходкой Запада из-за визита Путина

Новости

Daily Telegraph сочла новым словом в военном деле способ взятия Красноармейска

ВС России при освобождении Красноармейска использовали новую тактику штурма города, которая получила название «демеханизация», сообщила британская газета The Daily Telegraph.

Встреча ЕК по российским активам завершилась без итогового соглашения

В Брюсселе не удалось достигнуть договоренности по вопросу использования активов России для поддержки Украины, обсуждение переносится.

ВЦИОМ назвал три самые актуальные проблемы для россиян

Аналитики ВЦИОМ выделили специальную военную операцию, инфляцию и состояние здравоохранения как три темы, которые сегодня волнуют наибольшее число граждан России.

RMF FM: Бурмистр польского Любартова объявил тревогу из-за «ситуации на Украине»

Бурмистр польского Любартова Люблинского воеводства объявил ложную тревогу «в связи с ситуацией на Украине», сообщает радиостанция RMF FM.

Эксперт Лукьянов заявил об изменении подхода США к расширению НАТО

Вашингтон в новой доктрине национальной безопасности придерживается абсолютно нового подхода в отношении НАТО, заявил директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай» Федор Лукьянов.

Директор театра «Лица» получил ножевое ранение в Москве

Директор театра «Лица» Павел Суетин был госпитализирован после того, как его обнаружили с ножевым ранением в одном из жилых домов на северо-западе Москвы.

В Петербурге за вызывающее поведение на улице задержаны пьяные подростки

В Василеостровском районе Петербурга задержаны семь подростков, у которых полиция обнаружила дубинки, газовые пистолеты и холодное оружие.

Bloomberg: Украинский конфликт вступает в решающую фазу

США выступили с критикой в адрес Европы на фоне того, что «конфликт на Украине вступает в решающую фазу», пишет Bloomberg.

Парламент Бельгии аплодировал решению отклонить передачу активов России ЕК

Премьер-министр Бельгии Барт де Вевер заявил, что страна не готова передать замороженные российские активы Еврокомиссии, если риски и расходы не будут разделены между всеми странами ЕС.

По всей Украине прогремели мощные взрывы

В ночь на субботу по всей Украине прогремели мощные взрывы, под удар попали военные и энергетические объекты.

При обмане Долиной аферисты выдали актера Холланда за сотрудника Росфинмониторинга

Данные паспорта, предъявленного Ларисе Долиной в мошеннической схеме, оказались фиктивными, а сам аферист использовал фото актера Тома Холланда, выяснили СМИ.

Вашингтон обсудил с Киевом план восстановления Украины после конфликта

Власти США и Украины рассмотрели будущее развитие и экономические инициативы страны в рамках подготовки к послевоенной реконструкции.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов