Кому верить – каждый москвич решает самостоятельно. По крайней мере все сходятся в том, что в зеленых районах столицы дышится легче.
Ученье – жизнь!
Москвичам живется легче в тех районах, где преобладают зеленые насаждения, подчеркивают эксперты
Научный сотрудник ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения Виктория Семенова рассказала, что высокая смертность – это результат многолетнего процесса, а не влияние нескольких последних лет и сегодняшнюю ситуацию прогнозировали еще в начале 90-х. К естественным природным изменениям и ухудшению экологии добавились политические потрясения времен перестройки и становления демократии в стране.
Но в своих прогнозах социологи и демографы предполагали, что политические коллизии и реформы в первую очередь затронут стариков и детей и смертность повысится среди них. Против ожиданий сегодня под ударом растущей смертности оказался фактически самый цвет российского общества – люди от 20 до 39 лет.
Интересно, что не в последнюю очередь жизнь людям сохраняет образование. Каким образом накопленные в институте знания отпугивают смерть – объяснить трудно, однако бесстрастная статистика утверждает: дольше всего люди живут в Юго-Западном и Центральном округах Москвы, где сосредоточилась основная масса выпускников вузов.
В этом отношении меньше всего повезло Восточному и Южному округам столицы, где уровень смертности выше всего, – по той же статистике это два самых «малообразованных» московских округа. Специалист ЦНИИ Семенова заметила, что образованных людей в двух неблагополучных округах становится меньше с каждым годом – среди самой «опасной» группы (20–39 лет) количество мужчин, получивших высшее образование, приблизительно на 8% меньше, чем среди мужчин, которые старше их на 20 лет. А смерть, как показывает статистика, любит необразованных и малограмотных.
Точечная экология Москвы
Специалисты столичного Департамента природопользования сдержанно относятся к подобной градации и разрезанию Москвы на отдельные узкие участки с хорошей или плохой экологией |
Несмотря на удручающую статистику, ситуация со смертностью населения в Москве отличается в лучшую сторону от аналогичных оценок по России: москвичи живут в среднем на 8 лет дольше остальных россиян, а москвички – на 4 года. При этом 10 лет назад продолжительность жизни в столице России была несколько ниже, чем в целом по стране, однако с 1996 года, несмотря на дефолт, она выросла в среднем на 9 лет, а в остальной России – не больше чем на 1,5 года.
Но только ли образование влияет на продолжительность и комфортность жизни москвичей в разных округах? Представители компании «Экостандарт» провели свое собственное исследование и выстроили рейтинг благоприятных для жизни районов, учитывая концентрацию в атмосфере четырех основных компонентов: оксидов углерода, азота, серы и углеводородов.
По их выкладкам, в одном и том же округе ситуация может заметно отличаться: например, в ЮАО, который уже выше упоминался как неблагополучный, район Орехово-Борисово признан благоприятным для проживания, а районы Нагатинский Затон и Зябликово – очагом напряженности с повышенным содержанием оксида углерода. Даже в благополучном ЦАО практически все округи, где кипит деловая жизнь, – Мещанский, Таганский, Тверской, Пресненский и многие другие, – признаны неблагополучными, поскольку в воздухе содержится значительное превышение оксидов азота, серы и углеводородов.
Между тем специалисты столичного Департамента природопользования сдержанно относятся к подобной градации и разрезанию Москвы на отдельные узкие участки с хорошей или плохой экологией.
«Все зависит от точки зрения и желания развернуть факт под определенным углом. Вот смотрите: в ЦАО самая низкая смертность по рейтингу, и он же – один из самых напряженных по загрязненности атмосферы. Какой оценке верить больше, как это выяснить? Наверное, нужно понимать, что Москва – это не страна, это город, хоть и большой, и на территории города экология не может разительно отличаться в двух разных районах. Хотя, конечно, москвичам живется легче в тех районах, где преобладают зеленые насаждения», – пояснил сотрудник департамента корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.