Далеко не каждый из тех, кто относит себя к среднему классу, действительно им является
Главное качество успеха
60% утвердивших себя в новом качестве считают, что в жизни и работе важна инициатива, пусть даже и сопряженная с известной долей риска
Главное, что мешало выявить общее число россиян, принадлежащих к пресловутому среднему классу, – критерии, по которым можно определить классовую принадлежность человека.
Раньше одни исследователи предлагали начинать отсчет с 300–500 долларов на члена семьи в месяц, другие считали, что начальный уровень находится на отметке до 1000 долларов и выше. Однако тот факт, что не все регионы необъятной России находятся в равных финансовых условиях, автоматически упразднил денежный критерий – достаточно зарабатывать в месяц немного больше, чем в среднем по региону.
Социологи РАН выделили три главных показателя, по которым можно считать человека представителем среднего класса, – это среднее специальное образование, занятия нефизическим трудом и, главное, человек должен сам ощущать себя представителем среднего класса. Как выяснилось, так себя в России ощущает около 28 миллионов человек.
Главная черта человека этой классовой категории – желание достичь большего. 60% утвердивших себя в новом качестве считают, что в жизни и работе важна инициатива, пусть даже и сопряженная с известной долей риска. Столько же полагают, что смогут обеспечить себя и свою семью, не прибегая к помощи государства.
Половина представителей российского среднего класса стремится постоянно получать новые знания, хотя, по статистике, они владеют автомобилем, компьютером и иностранными языками намного лучше среднестатистических россиян.
Для сравнения: из тех, кто причислил себя к среднему классу, только 16% не расширяют свой кругозор, а среди всей массы российского населения нелюбопытных набралось 64 процента. За последние три года 84% представителей российского среднего класса повысили свое благосостояние, улучшили свои жилищные условия и карьерный рост, в то время как среди всех россиян такими успехами могут похвастаться только 30% опрошенных.
Самым популярным местом работы для российского среднего класса стал государственный экономический сектор – 48% выбрали именно это поприще, а не частное предпринимательство, как до сих пор полагают многие. Еще одной крупной группой (15%) стали сотрудники спецслужб, прокуратуры, МВД и даже военных.
Между тем еще два года назад Татьяна Малеева – член научного совета Московского центра Карнеги утверждала, опираясь на исследования центра, что в России к среднему классу относится 20–25% населения. Тогда это заявление сенсации не вызвало.
При этом акценты были расставлены практически так же: хорошее материально-экономическое положение, высокий образовательный уровень и четкая самоидентификация плюс некоторые второстепенные признаки, вроде общественной лояльности, устойчивости в целях и настроениях.
По словам Малеевой, многие были склонны предполагать, что кризис 1998 года уничтожил в России зачатки среднего класса, что в корне неверно – несмотря на возросшую безработицу, кризис отразился в первую очередь на мегаполисах, а провинцию почти не затронул.
Главные мировые модели
За последние три года 84% представителей российского среднего класса повысили свое благосостояние |
Особняком держится США, где население разбито на пять основных групп по доходам (при среднем расчете на двоих взрослых и одного ребенка). Первая группа – лица с доходом до 24 тысяч долларов в год, вторая – от 24 до 40 тысяч, третья – до 95 тысяч, четвертая – до 165 тысяч, и пятая – больше 165 тысяч долларов в год. Есть, впрочем, еще одна группа под названием «богатейшие американцы» – доход членов этой группы составляет около 900 тысяч долларов в год.
Для стран СНГ ближе латиноамериканская модель, например для современных Грузии и Украины. Россия находится между двумя устоявшимися моделями, и в первую очередь из-за разного уровня жизни в отдельно взятых регионах. Впрочем, сравнивать российский средний класс и западный сложно по многим параметрам.
В Европе житель среднего класса определяется буквально сразу – по району проживания, уровню образования, пакету социальных услуг, хобби; представители менее обеспеченных групп населения редко выбирают горные лыжи или гольф в качестве развлечения.