За это время на выставочные площади исторического памятника претендовали и Московский дом фотографий, и Музей истории Москвы, но городские власти решили отдать сооружение Зурабу Церетели, который предложил разместить там крупный многофункциональный Центр искусств. По словам самого скульптора, со временем этот комплекс станет главным культурно-просветительским центром не только столицы, но и всего мира, подобно венскому Кунстхалле или Центру Жоржа Помпиду в Париже.
Автобазу Генштаба выселят из центра
Серьезно изменится двор исторического памятника, над которым установят стеклянное перекрытие, а под ним разместят двухъярусную подземную автостоянку на 400 машиномест
Провиантские склады, расположенные по адресу Зубовский бульвар, строение 2, были построены в 1829-1831 годах архитектором Валерием Стасовым и известным московским зодчим Федором Шестаковым, одним из авторов храма Большого Вознесения у Никитских Ворот. В настоящее время в Провиантских складах, состоящих из трех корпусов, расположена автобаза Генштаба РФ. С 1999 года московские власти пытались договориться с МО о передаче памятника в городскую собственность, однако к согласию удалось прийти лишь в апреле этого года на условии вывода гаражей за пределы исторического центра Москвы.
Согласно распоряжению мэра Москвы в собственность города Провиантские склады перейдут после полного завершения строительства 147-й автобазы грузовых и специальных автомобилей и реконструкции 4-го автопарка автобазы Министерства обороны на участках по Бережковской набережной, д. 30 и Рублевскому шоссе, вл. 68–70.
По информации Департамента имущества Москвы, перебазирование подразделений автобазы из здания-памятника на новую площадь уже идет. А вот урегулировать вопрос о передаче права собственности на Провиантские склады с Министерством культуры пока не получается. В Департаменте имущества предполагают, что этот вопрос будет решен не раньше, чем Москва и федеральный центр заключат общее соглашение о разделе памятников. Однако сам столичный мэр уверен, что в ближайшее время проблема с перепрофилированием исторического памятника будет решена и Москва получит необходимые документы, позволяющие ей стать собственником Провиантских складов. По его словам, решению этого вопроса в течение последних пяти лет препятствовал бывший министр культуры РФ Михаил Швыдкой, который, по словам Юрия Лужкова, «решил, что музеев в Москве достаточно, и затормозил процесс».
Склады накроют стеклянным куполом
Здание Провиантских складов на Зубовском бульваре |
Монументальный ансамбль Провиантских складов состоит из трех двухэтажных корпусов и здания кордегардии во дворе общей площадью 37 тыс. кв. метров. Концепция реконструкции, разработанная главным архитектором столицы Александром Кузьминым, скульптором Зурабом Церетели и архитектором Юрием Платоновым, предусматривает сохранение построек XIX века и общей планировки памятника, а со стороны Кропоткинского переулка к ансамблю предполагается пристроить новый пятиэтажный корпус площадью более 51 тыс. кв. метров.
Но общий облик ансамбля он не изменит, так как высота потолков в нем будет меньше, чем в старых корпусах Провиантских складов. Серьезно изменится двор исторического памятника, над которым установят стеклянное перекрытие, а под ним разместят двухъярусную подземную автостоянку на 400 машиномест. По мнению экспертов, стоимость строительства этого центра без учета земли и разрешительной документации обойдется инвесторам в 1500–1700 долларов за кв. метр, или от 55 до 87 млн. долларов за всю стройку в целом.
По утверждению Зураба Церетели, в запасниках Московского музея современного искусства и Академии художеств хранятся коллекции, включающие в себя 3,2 тыс. живописных полотен, 12 тыс. рисунков, 25 тыс. гравюр и литографий и 4,4 тыс. скульптур. «Сейчас эти уникальные работы можно чаще увидеть на выставках за рубежом, чем в России. Это ненормальная ситуация», – подытожил скульптор.
По его словам, когда центр будет достроен, москвичи и гости столицы смогут увидеть редко выставляющиеся произведения Малевича, Кандинского, Гончаровой, Ларионова, Шагала, Пиросмани, Ван Гога, Дали, Руссо, Клее, Миро и Пикассо, также здесь будет создано первое в нашей стране хранилище книг по искусству. По мнению авторов проекта, в центре будут созданы условия для научно-исследовательской, образовательной, клубной и издательской деятельности.