Социологи опросили 1600 человек в более чем ста городах и населенных пунктах всех федеральных округов России. Респондентам был задан вопрос: «Пользовались ли Вы (или члены Вашей семьи) кредитами за последние 12 месяцев при приобретении товаров длительного пользования или услуг?»
Кредит или кошелек
Пользовались ли Вы (или члены Вашей семьи) кредитами за последние 12 месяцев при приобретении товаров длительного пользования или услуг? (%) |
Больше половины респондентов - 56% - вообще не совершали крупных покупок за последний год. Чаще, чем в среднем по выборке, такой вариант ответа давали жители сельской местности (63%), пенсионеры (80%), россияне с начальным образованием (88%) и низким уровнем дохода (64%).
Авто для Урала и бездорожья
Какие именно покупки были совершены в кредит, поинтересовались специалисты ROMIR Monitoring у тех самых 25% опрошенных. Респонденты давали сразу несколько вариантов ответа. Оказалось, что почти половина - 45% - брали кредит на покупку бытовой техники. Приобрели в долг видеотехнику 19% россиян. Любопытно, что в Северо-Западном федеральном округе телевизоры и видеокамеры в кредит приобрели вдвое больше опрошенных, чем в среднем по выборке.
13% из заемщиков приобрели за последний год мебель. Наиболее активно обновляли интерьер жители Уральского округа – здесь этот показатель вдвое выше среднестатистического. Также вдвое чаще остальных россиян уральцы пользовались кредитом на покупку автомобиля.
Какие именно товары россияне покупали в кредит |
Ипотечным кредитом, а также ссудой на покупку стройматериалов и сантехники воспользовались 4% заемщиков. Чуть чаще, чем в среднем по стране, брали в долг на покупку недвижимости жители Северо-Западного федерального округа.
Молодым везде у нас кредит
Самыми активными заемщиками за последний год стали молодые россияне в возрасте от 18 до 24 лет. Они начинают зарабатывать и пробуют самостоятельную жизнь, создают семьи и нуждаются в бытовой технике, мебели и материалах для ремонта квартиры. Впрочем, молодежь успевает подумать и об удовольствии. Вдвое чаще, чем в среднем по стране, они приобретали в кредит дорогие модели сотовых телефонов.
Следующая возрастная категория – россияне от 25 до 34 лет – чаще остальных брали кредиты на покупку настольных компьютеров и ноутбуков. Их старшие товарищи предпочитают работе отдых – респонденты в возрасте от 45 до 59 лет чаще остальных воспользовались кредитом для покупки видеотехники.
В целом же социологи ROMIR Monitoring пришли к выводу, что кредитами пользовались преимущественно россияне, обладающие высокими доходами. Видимо, они больше уверены в своей кредитоспособности и понимают, что в условиях инфляции приобрести товар сейчас в кредит выгоднее, чем копить на его покупку длительное время.