Коллекция как повод
Первым камнем преткновения послужил вопрос о реституции Болдинской коллекции. В соответствии с принятыми ранее документами коллекция рисунков великих мастеров, некогда вывезенная из Германии офицером советской армии, должна быть возвращена по месту официальной прописки. Этого, кстати, добивался и сам ныне покойный офицер Болдин, передавший рисунки старых художников на хранение в архитектурный музей.
Будучи министром культуры, Михаил Швыдкой всячески способствовал возвращению рисунков. Де, это поднимает престиж России, соответствует международным правилам, восстанавливает справедливость. Нынешний министр культуры Александр Соколов категорически против.
Однако, вопрос о реституции Болдинской коллекции, якобы поссорившей нынешнего министра со своим предшественником, лишь вынес на поверхность противоречия, которые существуют между Швыдким и Соколовым. Возвращение коллекции лишь повод сделать этот внутренний конфликт публичным, перевести его в новое качество.
Культурное место
Александр Соколов |
Именно тогда г-н Пушков возмущался глумлением над классикой в самом святом для русской культуры месте – в Большом Театре. После чего со своим собственным пониманием культурных процессов подтянулись депутаты Госдумы и молодежные движения. Негодование совпало с началом реконструкции Большого Театра и распределением бюджетных средств. Точку в споре об особенностях оперной политики положил президент, лично посетивший спорный объект.
Теперь атака на бывшего министра последовала с другой стороны. Возможно, она явилась следствием подковерной борьбы разных бюрократических группировок. Возможно, следствием личного неприятия друг другом харизматичного телеведущего, коим в последнее время является Швыдкой и амбициозного чиновника.
Разброд и шатание
Как бы там ни было, симпатии культурной общественности на стороне Швыдкого, который сидя в кресле министра культуры проявил вменяемость и компетентность, став самым заметным министром культуры последнего времени.
На времена правления Швыдкого выпало разрешение самых серьезных вопросов, от реконструкций до реституций, разработки законов и формирования новой культурной реальности. Швыдкой выказал себя опытным и гибким аппаратчиком, понимающем надежды мастеров искусства, и даже светским львом, став одной из самых заметных медиальных фигур.
Каковы профессиональные и человеческие качества его приемника сказать пока сложно. Времени мало прошло. Однако, в любом случае, очень жаль, что два культурных человека занимаются разборами полетов, вместо того, чтобы дело делать. Ведь положение отечественной культуры в последнее время выглядит весьма плачевно. И вопрос не только в недостаточном финансировании и невнимании власти.
Размываются и утрачиваются последние критерии качества, возникают ложные приоритеты и попытки реконструировать «большой стиль». Метания культуры очень точно отражают разброд и шатание, которое имеет место и в самом обществе, потерявшем ориентиры.
Именно поэтому сегодня как никогда нужна продуманная культурная политика государства. И вот из неё, при удачном стечении обстоятельств и правильном менеджменте, могла бы возникнуть та самая «государственная идея», от отсутствия которой уже не первое десятилетие страдает государство Российское.