Политика

27 июня 2019, 01:00

Как избавиться от бед на дорогах

Фото: Алексей Мальгавко/РИА Новости

Как сделать так, чтобы российские дороги стали безопасными, комфортными и надежными? Несколько месяцев эксперты вместе с представителями правительства и губернаторами анализировали самые острые вопросы развития дорожной сети, чтобы представить их на утверждение на заседании Госсовета в Кремле.

В России по-прежнему мало дорог высокого качества, заявил президент, открывая Госсовет. Улучшения, по словам главы государства, есть, но касаются они в основном федеральных дорог. А вот качество дорог регионального значения по-прежнему оставляет желать лучшего. Причина этого, по словам Владимира Путина, в отсутствии у регионов долгосрочных программ развития дорожного хозяйства. А ведь именно они могут дать возможность строителям планировать работу на годы вперед, инвестировать в технику, специалистов и современные технологии. Важным, но не самым определяющим фактором, остается и стоимость строительства дорог.

На качестве дорог не стоит экономить

В частности, Путин потребовал от ведомств разобраться в ситуации, когда подрядчики при строительстве и ремонте дорог вынуждены занижать цены, чтобы выиграть тендер. «Поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо как им заблагорассудится и как удается выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства», – сказал Путин.

«Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы», – перечислил Путин.

Участники заседания в этой связи предложили изменить порог антидемпинговых мер в ходе тендеров по строительству или ремонту дорог, чтобы учитывать необходимость их рентабельности. Эту тему, например, подхватил в своем выступлении глава Бурятии Алексей Цыденов, который возглавляет рабочую группу Госсовета по направлению «Транспорт».

«Мы предлагаем дополнительно проработать вопрос порога антидемпинговых мер при проведении конкурсов и аукционов по строительству, реконструкции и капремонту дорог.

На сегодня порог антидемпинга – это 25%. Но анализ качества дорог при таком падении вынуждает пересмотреть его в сторону ужесточения», – цитировал Цыденова ТАСС.

Глава рабочей группы предложил: надо проработать возможность при снижении цены более чем на 10% от первоначальной суммы «требовать от заказчика дополнительные обоснования или финансовое обеспечение».

Для повышения дисциплины при дорожном строительстве эксперты предлагают ввести норму, при которой подрядчики будут отвечать за состояние дороги на протяжении ее эксплуатации. «Когда строители не бросают объект после строительства, а и дальше имеют с ним дело, то им нет никакой выгоды занижать цены», – рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт. Он убежден, что решить проблему заниженных цен при строительстве дорог можно в том случае, если победившая в тендере компания будет затем обязана отвечать за состояние трассы на протяжении всего срока эксплуатации – до очередного капитального ремонта.

«В таком случае никакой выгоды от занижения цены, от экономии за счет более дешевых материалов, у подрядчиков просто не будет. Ведь им же дальше и ремонтировать эту дорогу. Подрядчику будет невыгодно использовать низкокачественные материалы, экономить на битуме, щебне и других материалах. На конкурсы должна выходить организация, которая предлагает не только строительство дороги, а ее дальнейшую эксплуатацию», – считает Шпунт.

«Кромешная темень»

Безопасность дорожного движения во многом зависит от обустроенности дорог, в том числе – от их освещенности, подчеркнул Владимир Путин. 

«С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах – кромешная темень», – заявил президент.

Сейчас качественному освещению на трассах мешает не только нехватка необходимой инфраструктуры, но и дефицит средств на оплату электроэнергии. «Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям. За такую ситуацию отвечают и энергетики, и главы регионов, и правительство в целом. Прошу всех, безусловно всех, кого я сейчас упомянул, согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог. И конечно, нужно определиться с темпом, с пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно в первую очередь начать освещать», – подчеркнул Путин.

Иностранцев оштрафуют по полной

Обсуждалось на «дорожном» совещании не только качество дорог, но и безопасность и ответственность тех, кто этими дорогами пользуется – рядовых водителей и пешеходов.

Особое внимание участников заседания привлекло программное выступление главы МВД Владимира Колокольцева, который назвал целью своего ведомства к 2024 году выйти на снижение смертности от ДТП в России в 3,5 раза, а к 2030 году – вообще выйти на нулевой уровень.

Задача весьма амбициозная. С 2006 года число погибших в ДТП уже сократилось почти в два раза, не без гордости отметил Колокольцев. Хотя, добавил он, ситуация на дорогах пока остается достаточно сложной. Добиться снижения аварийности можно только с помощью целого комплекса разных мер.

Для того чтобы избежать попадания на дорогу «сложных» – неадекватных водителей, МВД хотело бы получить доступ к базам данных Минздрава, чтобы за руль не садились люди с противопоказаниями, сказал глава МВД.

Колокольцев рассказал не только о пожеланиях своего ведомства, но и о новшествах. Так, глава МВД заявил: иностранцам запретят возвращаться в нашу страну, если у них останутся неоплаченные штрафы за нарушения ПДД на территории России.

«Совместно с Федеральной таможенной службой предстоит создать информационную базу данных. В результате появится возможность контролировать уплату штрафов иностранными гражданами при выезде из России, а также накладывать временный запрет на въезд до исполнения ими обязательств», – сказал Колокольцев.

«МВД говорит: чтобы эта система работала быстро, надо совмещать штрафные базы в разных регионах с федеральными и поверять номера машин, когда они покидают территорию страны», – сказал по этому поводу газете ВЗГЛЯД руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян.

По его оценке, в крупных городах, особенно в Москве, Петербурге, Казани, такая норма может начать работать «по щелчку», потому что здесь хорошо развита система фиксации нарушений ПДД. В других городах, где система еще не так сильно распространена, потребуются вложения. Придется не только разместить камеры, но и отработать схему оперативной передачи данных о штрафах пограничной службе.

Он считает, что этим вопросом раньше не занимались по той причине, что данная проблема существует не во всех регионах. «Не везде с этим сталкивались, а в Москве, Петербурге и приграничных регионах есть проблема неравной меры ответственности между гражданами России и теми, кто ездит на машинах с иностранными номерами», – говорит эксперт.

Кстати, эксперты рекомендуют властям обратить внимание на проблему, возникшую на наших дорогах совсем недавно – это статус водителей, которые пользуются каршерингом. Дело в том, что сервисы каршеринга не имеют права проверять, обладает ли клиент водительскими правами.  

«Я, как автомобилист и мотоциклист, могу сказать, что меня не устраивает, как себя ведут на дороге водители на каршеринговых машинах. До сих пор это никак не регулировалось. Возникают сложные ситуации, когда люди, которые вообще не имеют прав, пользовались пробелами в законодательстве и брали машину в каршеринг», – заявил в интервью газете ВЗГЛЯД политолог Марат Баширов.

«Правоприменительная практика должна измениться. Неплохо было бы еще поставить вопрос об электроскутерах на дороге, но это, видимо, уже в следующий раз», – добавил Баширов.

Губернаторам понравилось класть асфальт

Напомним, ранее газета ВЗГЛЯД рассказала о том, как в подмосковном Солнечногорске в рамках подготовки к заседанию Госсовета прошли тренинги с практическим уклоном – группу российских губернаторов учили собственноручно класть асфальт. Помимо того, что региональные руководители «на кончиках пальцев» почувствовали специфику дорожных работ, они в рамках семинара-совещания перенимали удачный опыт развития дорожной сети в соседних регионах и за границей.

«Хотел бы от имени федеральных органов выразить благодарность за формат подготовки к Госсовету, который мы в этот раз попробовали. Провожу регулярные встречи с руководителями регионов, но провести такое объединенное обсуждение со всеми руководителями субъектов, по всем вопросам, с участием экспертов и ведомств и даже министерства финансов нам никогда не доводилось», – сказал уже на заседании Госсовета по этому поводу министр транспорта Евгений Дитрих и добавил: «Полагаю этот формат очень эффективным». 

Отметим, что проработка тем и предложений к Госсовету занимает около полугода. «Домашние наработки» проходят тщательную обкатку во время обсуждений с участием экспертов, глав регионов и представителей профильных министерств.

Марат Баширов считает, что такой вариант подготовки отражает в целом новый стиль работы Госсовета.

«Собираются губернаторы, и в формате open space, что называется без галстуков, участвуют в обсуждении.

Оказалось, что это гораздо продуктивнее, чем в советское время, когда кто-то один выступал с трибуны. С новым форматом совсем другой уровень вовлечения, погруженности в проблемы», – сказал Баширов.

По его словам, такие семинары помогают региональным руководителям набраться практического опыта. «Не все губернаторы заканчивали автодорожные институты. А тут можно посмотреть на практике, что очень эффективно. Потом приезжает президент, губернаторы ему докладывают, а он фиксирует, согласен или нет. И затем все итоги уже появляются в виде указа, поручения. Тогда и начинается административная работа, но решение получается уже более выверенное, комплексное», – заключил политолог.

Текст: Михаил Мошкин

Вам может быть интересно

Митинг в Тбилиси против законопроекта об иноагентах завершился
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?