Преподаватель Волгоградского государственного университета Антон Тесленко стал одним из двух финалистов конкурса «Лидеры России», представляющих Волгоградскую область. Он успел поработать в разных сферах, защитил кандидатскую диссертацию и переехал в Москву – по его словам, выталкивая себя из зоны комфорта.
«Лидеры России» – флагманский проект открытой платформы «Россия – страна возможностей», реализация которой началась с указания президента России Владимира Путина наладить работу социальных лифтов. Финальный этап конкурса продлится до 11 февраля. С 8 по 10 февраля финалистов ожидает интенсивный нетворкинг, встречи с экспертами и деловые игры, которые позволят участникам проявить профессиональные и личностные качества, усилить лидерские навыки. В последний день состоится подведение итогов.
Добавим, часть заданий для молодых управленцев составляли наставники – руководители федеральных министерств и ведомств, губернаторы, топ-менеджеры ведущих государственных и частных компаний, общественных и деловых ассоциаций.
О том, какую роль конкурс «Лидеры России» сыграл в его жизни, Антон Тесленко рассказал газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Антон, наставники рассказывали, что давали финалистам различные кейсы (разборы конкретных случаев с общетеоретическими выводами) из своей практики. Какой наставник работал с вашей командой и каким был кейс?
Антон Тесленко: С нами работал глава Роскосмоса, наставник Игорь Комаров. Кейс предлагался из реальной практики Роскосмоса, и, что интересно, кейс был уже решенный. Наш вариант был похож на тот, который в итоге приняли в компании.
Нам сказали, что их устроило решение, предложенное за полчаса, и, если бы наша команда работала тогда с Роскосмосом, ситуация была бы решена гораздо быстрее.
ВЗГЛЯД: Специалисты каких сфер представлены в вашей команде?
А. Т.: У нас есть IT-специалист, экономисты, юрист, несколько госслужащих из Северокавказского федерального округа, руководители крупных производственных предприятий.
ВЗГЛЯД: Девушки в команде есть? Как относитесь к финалисткам?
А. Т.: У нас, к сожалению, в команде финалисток нет. В полуфинале мне везло больше, одна или две девушки были в команде, я чувствовал себя счастливчиком, и работа была очень комфортная.
Девушки снижают уровень стресса, «устаканивают» ситуацию. Здесь не чувствую дискомфорта, у нас большинство экспертов девушки, поэтому в рамках финала они выполняют эту роль.
ВЗГЛЯД: Один из наставников, губернатор Новгородской области Андрей Никитин говорил, что наставники смотрят за лидерами в каждой конкретной команде. Есть ли у вас в группе такой лидер?
А. Т.: В чем состоит сложность? Все мы здесь, без ложной скромности, уже считаем себя лидерами. При этом я забегу немного вперед, сложность завтрашнего открытого урока перед школьниками Сочи в том, что это будет 150 совершенно разных уроков о лидерстве (участники выступают в парах – прим. ВЗГЛЯД). Лидерство каждый понимает совершенно по-разному.
Мне кажется, что большинство из нас – лидеры, только в разных сферах: в семье, на работе, в турпоездке.
Каждый из нас так или иначе примеряет на себя эту роль. В команде мы договорились сразу не быть лидером, который распоряжается и контролирует других. Такого формализма у нас нет, мы стараемся дополнять друг друга.
Когда у нас есть кейсы на экономическую тематику, понятно, что участники, работающие в этой сфере, говорят более аргументированно и убежденно, доносим свои мысли до всех. Наверное, в этот момент мы для наставников выглядим лидерами. Где есть кейсы, где есть производство, механика, в нашей команде выступают другие специалисты, у них заведомо в этой сфере лидерства больше. Других делений в команде нет, и выделить какого-то одного лидера было бы неправильно.
ВЗГЛЯД: После того, как вы стали финалистом конкурса «Лидеры России», пытались ли вас удержать на работе, обещали какие-то преференции?
А. Т.: Перед финалом я уволился и уехал из Волгограда. Если вы понимаете, что здесь для себя все исчерпали, из этой зоны комфорта надо уходить. Я категорически хотел из нее уходить, поэтому никакие аргументы меня не остановили, хотя и зарплата, и коллектив были очень хорошими. Не хватает масштаба, глобальности, интересных и амбициозных задач.
Это та причина, почему я на конкурсе и решился на переезд в Москву, не дожидаясь результатов конкурса. Время пришло, и конкурс стал хорошим толчком, чтобы двигаться вперед.
ВЗГЛЯД: Вы продолжите работать в сфере образования и науки?
А. Т.: Сфер несколько. У меня есть зарубежное образование, продолжаю по совместительству преподавать в университете, работал с правовыми и кадровыми вопросами, в сфере экономики. Один из экспертов задавал мне вопрос в рамках подготовки – о широкой сфере интересов. Я честно говорил об этом на встречах с наставниками, от конкурса я очень ждал общения с наставниками, поскольку считаю себя очень пластичным сейчас. Если мне повезет и я попаду к кому-то из наставников, которых я выбрал, думаю, что именно он и определит дальнейшее мое развитие. Если меня выберет Эльвира Набиуллина, то это будет сфера экономики, если наставники из бизнес-сферы, то выберу бизнес и организационные процессы, управление, менеджмент. Пока сфера не определена.
ВЗГЛЯД: Какие три наставника для вас являются самыми значимыми?
А. Т.: Очень неловко отвечать на этот вопрос, я бы просился к каждому из 39 наставников. Но я сузил круг, для меня это было принципиально важным, я не хотел выглядеть неразборчивым. Потому что, если наставники меня пригласят и спросят, почему я выбрал их, у меня должен быть ответ. В моей концентрированной тройке мечты – Эльвира Набиуллина, я мечтаю с ней познакомиться, Сергей Кириенко и Герман Греф. Но если бы в списке наставников был Алексей Комиссаров (проректор РАНХиГС, экс-министр правительства Москвы – прим. ВЗГЛЯД), я был бы счастлив с ним работать.
ВЗГЛЯД: Почему?
А. Т.: Помимо всего остального, престижа, должности и прочих качеств, у него есть та самая неуловимая лидерская харизма, когда ты понимаешь, что с человеком будет очень интересно.
ВЗГЛЯД: Если вы станете победителем и в следующем году вам предложат самому стать наставником, по каким критериям вы будете выбирать себе подопечных?
А. Т.: Как экономист скажу, что по теории вероятности это вряд ли. Но если предположить, что я когда-нибудь стану наставником конкурса «Лидеры России»... Представляю, какая перед наставниками стоит сложная задача: мощная концентрация талантливых, умных и целеустремленных участников. Я бы смотрел на тех, у кого горят глаза, и тех, для кого этот конкурс действительно очень важен. Тех, для кого выбор наставников сможет стать переломным моментом в судьбе.