Обнародованная в понедельник Стратегия национальной безопасности, призванная стать своеобразным внешнеполитическим манифестом президента Дональда Трампа, готовилась долго.
Правда, накануне часть документа «утекла» в газету Wall Street Journal. А еще чуть раньше многие его тезисы огласил советник президента по национальной безопасности генерал-лейтенант Герберт Макмастер. Именно генерал был одним из составителей стратегии и его идеи легли в ее основу.
В отличие от стратегии безопасности времен Обамы, в нынешней не упоминаются климатические изменения в качестве угрозы, а также нет и речи о поиске возможности создания мира без ядерного оружия. Напротив, говорится об увеличении численности вооруженных сил, при этом отвергается тезис, что совершенствование военных технологий нивелирует сокращение численности армии. Требует документ и укрепления ПРО, а также развертывания более современного ядерного оружия. Вместе с тем Вашингтон заявляет, что его системы ПРО не направлены на подрыв отношений c Китаем и Россией.
«Геополитика вернулась, и сегодня она мстит нам», – говорил в Лондоне Макмастер. В стратегии нет и намека на то, что противники США – это их идеологические противники. Ушла в прошлое эпоха, когда внешняя политика Америки мыслилась как противостояние «сил добра» («свободного мира» с американцами во главе) «силам зла». Теперь, судя по стратегии, единственные союзники Америки – ее экономика и вооруженные силы.
«Сила США должна оставаться неизменной и самодостаточной, США должны инициировать соревновательную дипломатию, сфокусированную на защите американских интересов. Мы не намерены распространять наши ценности на других», – говорится в документе.
Те, с кем США намерены бороться с помощью «соревновательной» дипломатии сейчас, в стратегии указаны четко – это Китай и Россия. «Китай и Россия хотят сформировать мир, противоположный ценностям и интересам США», – пишут авторы документа, добавляя:
«Россия стремится восстановить свой статус великой державы и установить сферы влияния вблизи своих границ».
Эти две страны описываются как силы, которые нарушают существующий мировой порядок. Россия это делает в соседних странах (упомянуты Грузия и Украина), Китай – в Южно-Китайском море, претендуя на ряд островов в этой акватории.
Показательно, что «ревизионистские страны» в стратегии четко отделены от «стран-изгоев» – Северной Кореи и Ирана, которые, похоже, с точки зрения авторов документа, являются менее серьезными угрозами. Тем не менее и в их отношении предполагается действовать жестко. Согласно стратегии, нужно «донести до сознания противников, что мы сможем победить и победим их, а не только покараем в случае, если они нападут на США».
Например, США всерьез считают, что Северная Корея планирует «убить миллион американцев», используя ядерное оружие. В Вашингтоне уверены, что она и Иран угрожают не только Штатам, но и «дестабилизируют регионы».
Остальные обвинения в 67-страничном документе в отношении этих двух стран так же серьезны: это провоцирование гонки вооружений, попытки контролировать распространение информации и попытки активно влиять на формирование мирового общественного мнения.
В упреки двум странам также ставится стремление контролировать экономику («делать ее менее открытой и честной» по терминологии документа). И главным «ревизионистом», к которому больше всего накопилось американских претензий, выглядит не Россия, а как раз один из лидеров мировой экономики – Китай.
«Есть три группы бросающих нам вызов: Китай и Россия с их ревизионистскими устремлениями, государства-изгои Иран и Северная Корея и организации транснационального характера, в частности, джихадистские террористические группы. Все они активно действуют против США, наших союзников и партнеров. Хотя они отличаются по своей природе, все они бросают нам вызов в политической, экономической и военной сфере, активно используя информационные технологии в целях смещения региональных балансов сил власти в свою пользу. Это принципиальный конфликт между репрессивными политическими режимами и свободным обществом», – сказано в опубликованной на сайте Белого дома стратегии (перевод газеты ВЗГЛЯД).
В перечне угроз есть не только международные террористические группировки, но и криминальные картели.
Нашим отношениям с США предсказана оттепель
Соперничество с этими двумя странами «требует от США пересмотра политики последних двух десятилетий – политики, основанной на допущении о том, что контакты с противниками и их включение в международные структуры и мировую торговлю превратят их в неопасных игроков и партнеров, которым можно доверять».
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Василий Кашин полагает, что подобное замечание имеет очень важное, революционное значение именно в контексте отношений США с Китаем.
«Формальное объявление Китая ревизионистской страной – это важный шаг, конец долгим дискуссиям, которые шли в американском экспертном сообществе, – заметил он в беседе с газетой ВЗГЛЯД. – Американские политологи спорили, может ли Китай на определенных условиях встроиться в созданный США миропорядок. Теперь официальная точка зрения: не сможет. Теперь, думаю, американо-китайское соперничество будет только нарастать».
А вот в том, что усилится российско-американское соперничество, эксперт не уверен.
«Понятно, что наши отношения с США сейчас гораздо хуже, чем у Китая и Америки: у нас противоречия гораздо более острые. Но в перспективе именно у Китая и США они будут носить системный характер, – полагает Кашин. – В силу того, что Китай поставил перед собой задачу к пятидесятому году выйти в потреблении к ВВП на уровень развитых стран, он должен будет осуществить очень крупное перераспределение влияния в мировой экономике. А значит, ему придется потеснить всех нынешних мировых лидеров в большинстве отраслей мировой экономики».
Соперничество США и Китая, по мнению Кашина, дает шанс на сближение Москвы и Вашингтона. С 70-х годов американцы придерживались непреложного правила: не допускать альянса Китая и России. Для этого США старались, чтобы их отношения с каждой из этих стран были лучше, чем китайско-российские. Сейчас американцы в силу стечения обстоятельств от этого курса отступили.
«Но не следует думать, что в США не осознают, что это проблема, – полагает Кашин. – Там есть понимание, что рано или поздно с Россией придется договариваться, потому что противоречия с ней носят локальный, а не системный характер. Тем не менее, учитывая особенности внутренней политики США, это может произойти и через пять, и через десять лет. Может быть, тогда уже будет поздно».
Впрочем, все это – лишь прогноз эксперта. Политики в Москве пока в документе никаких намеков на оттепель не нашли. Как констатировал зампред комитета Совета Федерации по международным делам, а еще недавно – наш посол в США Сергей Кисляк, новая стратегия «отнюдь не означает, что США настроены на выстраивание партнерских отношений с Россией».
Как заметил Кисляк, любые заявления, направленные на улучшение отношений, вызывают «позитивный настрой». Однако этот настрой «всегда натыкается на то, что делает администрация США в конечном счете», цитирует его РИА «Новости».
Стратегия писалась явно давно, но примечательно, что ее публикация то ли совпала, то ли нарочно произошла сразу после нескольких телефонных разговоров Путина и Трампа, после которых неназванный представитель американской президентской администрации заявил о том, что отношения двух стран за последние месяцы улучшились.