Политика

3 октября 2017, 20:50

Поддержка независимой Каталонии способна только навредить России

Фото: Francois Lenoir/Reuters

Каталонский референдум вызвал в России бурные споры – как нам относиться к происходящему, какой вариант развития событий выгоден для нашей страны? Об этом высказался и президент Путин. В оценке разворачивающихся на наших глазах событий самое главное – правильно понять их масштаб. И тогда интересы России становятся абсолютно прозрачны.

«Сейчас все обсуждают ситуацию вокруг референдума о независимости Каталонии. Не скрою, мы очень переживаем за Испанию. Но это, конечно, внутренние дела испанского королевства. Надеемся, что кризис удастся преодолеть». Так президент Путин во вторник на церемонии вручения верительных грамот послами зарубежных стран в Кремле прокомментировал происходящие в королевстве Бурбонов события. Официальная позиция России и не может быть другой. Мы поддерживаем территориальную целостность других государств, мы не вмешиваемся в чужие дела и ждем точно такого же отношения к себе. Но на неофициальном уровне разгорелась жаркая дискуссия –

как реагировать на каталонские события, кого поддержать, что нам выгодно?

Копья ломаются в исторических, идеологических и геополитических спорах. Кто прав, Мадрид или Барселона, получится у Каталонии отделиться или нет, кто стоит за сепаратистами, какие внешние силы играют на отделение? Выгоден нам распад Испании или нет?

А если выгоден – то не станет ли выход Каталонии из Испании дурным примером для роста сепаратистских настроений в ряде регионов нашей собственной страны: в том же Татарстане? Каталонская история сравнивается с уходом Крыма от Украины, с разводом Украины и России и еще со множеством примеров.

Все это очень занимательно, но к реальной политике не имеет никакого отношения. У России есть конкретные интересы в этой истории, и они могут быть названы открыто. Но для начала надо понять, что такое каталонский кризис, то есть как его воспринимает наша страна.

Это очередной кризис единой Европы. То есть мы в России оцениваем его именно так – референдум о независимости Каталонии является результатом строительства Европейского союза. Процесс создания нового государства (а ЕС – это именно новое супергосударство) никогда не бывает простым и гладким. Так что нет ничего удивительного, что в процессе укрепления ЕС сталкивается с серьезнейшими кризисами: в прошлом году – Брексит, в этом – попытка отделения Каталонии от Испании. Это фундаментальный вызов для евроинтеграторов. Если они сумеют оседлать процесс, то ЕС продолжит процесс интеграции до собирания всего континента под властью единого центра. Если нет – то распад европейских государств разорвет и единый Евросоюз.

Что выгодно России?

Россия выгодна сильная, но не сверхсильная Европа. То есть в процессе евроинтеграции, который в любом случае происходит вокруг германской нации, мы всегда должны помнить, что с Европой мы являемся одновременно и соседями, и конкурентами. И дважды только за последние двести лет мы сталкивались с агрессией объединенной Европы против нас. А если добавить к походу Наполеона и Великой Отечественной еще и Крымскую войну, то трижды. Сейчас мы имеем дело с Европой, стоящей на распутье – она не является полностью самостоятельным субъектом геополитики.

На чьей вы стороне в конфликте между Каталонией и Испанией?



Проголосовать

Европа пока еще часть Запада, причем младшая и зависимая часть. Англосаксонские страны, США и Великобритания, являются фактическими рулевыми «Запада» – через НАТО и атлантические элиты. Но процесс евроинтеграции, формирования Европейского союза неизбежно приводит к обострению противоречий внутри Запада – и развод между США и ЕС становится вполне вероятным сценарием уже в среднесрочной перспективе.

Но пока что ЕС несамостоятелен. Укреплять такую Европу – значит укреплять совокупную мощь атлантического Запада, нашего открытого геополитического противника. Но можно сделать ставку на то, что чем сильнее будет становиться ЕС, тем быстрее он разойдется с США – и тогда России вроде бы выгодно ставить на укрепление Евросоюза. Такая стратегия крайне спорна, но возможна. При одном условии – если мы уверены, что сильная независимая Европа отвечает нашим интересам. Понятно, что сильный и независимый ЕС лучше, чем сильный и зависимый от США – но не станет ли он опасным и без американского влияния?

Какие элиты и силы возобладают в нем? Те, кто разделяет веру в «Европу от Лиссабона до Екатеринбурга» или даже в единую Евразию и ось Берлин – Москва – Пекин, или же те, кто будет заинтересован в евроинтеграции Украины, то есть в увеличении своей территории за счет русского мира?

Так что, может быть, лучше сделать ставку на ослабление ЕС – чтобы не рисковать? По отдельности-то мы с европейскими странами всегда договоримся – или, в случае чего, совладаем. В этой логике референдум в Каталонии некоторым в России кажется прекрасным поводом для расшатывания ЕС. Пускай погрязнут в своих проблемах, меньше сил останется на конфронтацию с нами, да и вообще, того и гляди развалится весь Евросоюз. Так что давайте поддерживать каталонский сепаратизм, пускай отделяются и запускают парад суверенитетов по всей Европе.

Это лишь на первый взгляд хороший план. Дело в том, что распад европейских государств куда вероятней приведет к прямо противоположному результату, то есть не к ослаблению единой Европы, а к ее усилению.

Это произойдет не сразу, но через несколько ходов. Не сумев загнать сепаратистского джинна в бутылку, ЕС на следующей фазе (три–пять лет) попытается возглавить процесс дробления европейских государств. Мы все европейцы – вот главный лозунг Брюсселя, и именно он на самом деле и стимулирует каталонский сепаратизм куда сильнее любых действий испанского правительства. На осознание этого факта и изменение отношения к сепаратизму у ЕС уйдет не так много времени.

И таким образом Россия, включившись в борьбу за Каталонию, подыграет строителям «железобетонного Евросоюза». А нам это совершенно не нужно.

Референдум в Каталонии – событие исторического значения и масштаба. И в отношении к нему Россия должна руководствоваться не сиюминутными интересами. Речь может идти только о стратегических интересах России, о наших планах на десятилетия вперед.

Россия не против и не за Каталонию, не против и не за распад Испании – нас беспокоят гораздо большие, общеевропейские масштабы. Каталония неизбежно отделится от Испании – и точно так же растворится в единой Европе, как и все остальные испанские регионы. Отделение Каталонии от Испании не только не остановит процесс евроинтеграции (в крайнем случае оно на короткое время его замедлит), оно может, наоборот, помочь вывести его на новый, еще более цементирующий единство уровень.

Вопрос только в сроках – эти процессы могут занять пять, десять или двадцать лет. Конечно, скорость в данном случае имеет значение – потому что параллельно, и вовсе не изолированно от этого будут идти и другие глобальные процессы: евразийская реинтеграция вокруг России, демонтаж остатков мира по-американски, переформатирование альянсов в Тихоокеанском регионе. Если мы будем строить свою стратегию исходя из того, что ЕС окончательно сложится в единое государство за 40 лет, а это произойдет за 20 – это будет не просто ошибкой, это может, например, стоить нам потери т. н. Украины.

Поэтому в каталонских событиях для нас нет ни предпочтений, ни симпатий, ни даже единственно «выгодных сценариев». Есть только наши национальные интересы, исходя из которых мы будем делать ставки и менять тактику. А

наши национальные интересы состоят в том, что нам не нужна ни единая, ни раздробленная Европа – нам нужна не враждебная нам, самостоятельная Европа.

И мы будем любыми средствами способствовать достижению этой цели.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?