Неприемлемость Трампа для большей части американского истеблишмента связана с тем, что он против того, чтобы США были инструментом глобализации, проводимой в интересах наднациональной атлантической элиты.
Северокорейская карта используется американцами против Пекина с той же степенью искренности, что иранская против России
Поэтому Трампа называют «полезным идиотом» Путина и опасным человеком – и именно поэтому за Трампа болеют те, кто считает, что с Америкой как государством все-таки можно договориться о переходе к многополярному миру без большой войны. За Трампа традиционалисты, антиглобалисты и антиатлантисты во всем мире, включая Россию. Даже если он не сможет ничего изменить, пускай хотя бы попытается. Но Трампом пугают не только американцев. Сам Трамп высказывался достаточно жестко в адрес Китая, обещая изменить торговые отношения с этой страной. По сути, Трамп грозил Китаю торговой войной, ведь как еще назвать огромные пошлины на импорт из Китая, которые он обещает ввести?
Поэтому в Китае Трампа не любят – то есть там не любят и Клинтон, но считают ее меньшим злом.
Хотя в ходе предвыборной борьбы Клинтон всячески пытается перехватить у Трампа лозунг защиты американского производителя и национальных торговых интересов:
«Китай нелегально наводняет наш рынок дешевыми товарами, крадет наши торговые секреты, манипулирует со своей валютой, предоставляет несправедливые преференции своим госкомпаниям и дискриминирует американские компании».
Так она говорила еще этой весной – добавляя, что заставит Пекин «ходить по струнке»:
«Я знаю, как они действуют, и они хорошо знают, что если я стану президентом, им придется ходить по струнке, поскольку мы намерены раз и навсегда обеспечить справедливое к себе отношение, или же они лишатся доступа на наш рынок».
Но все это можно списать на предвыборную риторику и борьбу с Трампом. А вот переписка Клинтон с советниками, опубликованная в пятницу на WikiLeaks, показывает Пекину, кто из двух кандидатов действительно агрессивно настроен против Китая.
Как говорится в одном из документов, еще в 2013 году Клинтон, обсуждая северокорейскую ядерно-ракетную программу, говорила:
«Мы собираемся окружить Китай кольцом ПРО. Мы собираемся разместить больше кораблей нашего флота в этой зоне. Так что, китайцы, решайте: либо вы берете их под контроль, либо нам придется продумывать оборону против КНДР».
На эту тему Клинтон недавно говорила и публично – месяц назад она пригрозила Китаю наращиванием американской системы ПРО в Дальневосточном регионе, если Пекин не окажет на Пхеньян давление в вопросе сворачивания ядерных испытаний. Тогда она заявила, что Китаю очень не понравится, если США усилят свое присутствие в регионе, и поэтому Китай должен добиться от КНДР отказа от ядерной программы:
«Растущая угроза со стороны КНДР требует не только изменения стратегии, но срочных усилий к тому, чтобы убедить соседей, прежде всего Китай, что это не только проблема США».
Клинтон тогда уточнила, что в настоящий момент перед США гораздо больше возможностей оказать влияние на Китай и КНДР, чем раньше, и пообещала использовать их все, от переговоров и до санкций.
Казалось бы, речь идет об одном и том же? Нет – в утечке WikiLeaks Клинтон говорит о том, что собирается окружить Китай кольцом ПРО и усилить присутствие американских ВМС у берегов Поднебесной: то есть перейти к открытому военному и геополитическому сдерживанию Китая. Наличие у КНДР атомной бомбы и баллистических ракет – лишь предлог для наращивания американской военной мощи, и в Пекине это прекрасно понимают. Точно так же как в Москве всегда понимали, что развертывание американской ПРО в Европе направлено не против иранских ракет, а против России. Китай, как и Россия, уже высказался резко против объявленных в этом году Вашингтоном и Сеулом планов по развертыванию в Южной Корее новейшей системы ПРО. Теперь же выясняется, что Клинтон считает необходимым окружить весь Китай системой ПРО. Как говорится, спасибо за откровенность.
Оговорка про то, что это произойдет в том случае, если Пекин не сможет убедить Пхеньян отказаться от ядерной и ракетной программ, никого не способна обмануть. Китай не имеет возможности ничего диктовать КНДР – и вообще никто в мире не может заставить Пхеньян отказаться от оружия сдерживания. Для северных корейцев наличие ядерного оружия и баллистических ракет является единственной гарантией того, что США и Южная Корея не нападут их на страну. И ни Москва, ни Пекин никогда не убедят (да и не будут серьезно убеждать) их в обратном, то есть в том, что США не хотят ликвидировать династию Кимов. Северная Корея воевала с США – и за все прошедшие с той войны шесть с лишним десятилетий Вашингтон не дал ей даже повода усомниться в своей враждебности.
Версия же о том, что в Вашингтоне и в самом деле считают, что китайцы могут «взять под контроль» северокорейцев, конечно, имеет право на существование. Но в таком случае нужно признать, что американские аналитики вообще ничего не понимают в китайско-корейских отношениях. И хотя есть наглядный пример полного невежества, проявленного американским руководством в отношении оценок последствий оккупации Ирака (да и Афганистана), все же в данном, корейском, случае нужно исходить из того факта, что мы имеем дело с хорошо продуманной частью стратегических планов США в отношении Китая.
Так что северокорейская карта используется американцами против Пекина с той же степенью искренности, что иранская против России. Позиция Клинтон при этом совершенно неудивительна. Пекин получил явное подтверждение тому, что и так знал – США ведут работу по стратегическому сдерживанию и окружению Китая, и, придя к власти, Клинтон «расширит и углубит» эту политику. США и так уже 70 лет держат Китай с востока и юго-востока. Цепь американских баз начинается от Южной Кореи и Японии, потом идут союзные США Тайвань и Филиппины, а дальше американский флот просто бороздит моря вдоль китайских берегов. Южно-Китайское море американцы пытаются сделать точкой роста напряженности между Китаем и странами АСЕАН.
В последние годы Штаты повышают ставки в Тихоокеанском регионе. И все понимают, что противостояние Китая и США будет определять погоду в этом полушарии в ближайшие десятилетия. Вопрос сейчас в другом – готовы США перейти к открытой фазе политики сдерживания Китая, то есть объявить его «второй Россией»? Естественно, нет – Вашингтон хочет как можно дольше играть с Пекином в темную, не выкладывая карты на стол. В США и так еще не осознали до конца всех последствий политики блокады России. Ужас от понимания того, что главным результатом их попытки изоляции Москвы стало ускорение стратегического сближения русских и китайцев, американцам еще предстоит пережить.
Но нежелание переходить к открытой конфронтации с Китаем не означает, что Пекин не начнет первым переходить на повышенные тона в отношениях с США. Дело не в том, что Китай испугается американских планов по ПРО или наращиванию флота. В реальности США не могут разместить систему ПРО ни у кого, кроме Южной Кореи и Японии, а темпы роста китайского флота таковы, что за десять лет Пекин нашпигует эскадрами все прилегающие моря.
Тут важнее другое – как только Китай поймет, что американцам уже ничего не остается, кроме как переходить к открытому геополитическому противостоянию, он будет действовать на упреждение. Президент Трамп, может быть, и объявит торговую войну Пекину – но Китай гораздо больше беспокоит, что президент Клинтон считает, что она может окружить Поднебесную. То есть даже не Поднебесную, а Евразию, в которой русский с китайцем будут стоять спиной к спине.