Спустя сутки после нанесения удара по российскому самолету риторика турецких властей немного изменилась. Президент Эрдоган заявил, что турецкие ВВС в момент стрельбы по Су-24 не знали, что он российский. Это при том, что сразу после уничтожения самолета турки (наперебой с некоторыми российскими либералами) кричали о том, что Анкара неоднократно предупреждала Москву о недопустимости бомбардировок туркоманов, а русские не послушались, значит, сами виноваты.
В 2014 году было зафиксировано 1269 нарушений воздушного пространства Греции турецкими военными самолетами, а в текущем – 1233
Российские ВКС если в чем и виноваты, то в чрезмерной доверчивости, которая уже не в первый и, скорее всего, не в последний раз подводит нашу страну. Это, кстати, касается не только военной сферы, просто в военной это проявляется наиболее ярко – век за веком.
Мог ли кто-либо еще во вторник утром предположить, что страна – член НАТО, участник антитеррористической коалиции, надежный экономический партнер России нанесет удар по российскому самолету? Мы слишком привыкли к тому, что и наши, и натовские самолеты сопровождают друг друга на нейтральных территориях. Мы привыкли, что европейские страны и США выступают с протестами, когда российский бомбардировщик или истребитель прошел слишком близко от их корабля, а наши дипломаты выпускают аналогичные заявления, когда американцы или британцы подлетают вплотную к нашим границам. Именно это, а не стрельба на поражение – распространенная международная практика, поэтому удара по Су-24 никто не ждал.
Увы, турки хотя и являются официальными кандидатами на членство в ЕС, не являются европейцами. Удар по российскому самолету подтвердил это куда более наглядно, чем то, что Брюссель старательно затягивает вступление Турции в «единую европейскую семью», давно уже ей обещанное. В Европе не принято сбивать самолеты страны, с президентом которой ты неделю назад обнимался и договаривался о скорой встрече и углублении сотрудничества. Впрочем, утверждать это со стопроцентной уверенностью теперь тоже нельзя. Заявления официальных представителей НАТО и государств – членов НАТО свидетельствуют о попытках оправдать не только Турцию, но и расстрелявших беззащитного пилота боевиков.
Напомним, что сказал официальный представитель Госдепартамента США Марк Тонер, слова которого призвала навсегда запомнить директор Департамента информации и печати российского МИДа Мария Захарова.
«Если туркменские силы были атакованы российскими авиаударами, они могли защищаться», – заявил Тонер, а на уточняющий вопрос о том, можно ли считать самозащитой стрельбу в безоружных пилотов на парашютах, он ответил, что «нет четкого понимания, что там в действительности произошло». Если кто-то считает, что перевод неточный, он может перевести самостоятельно.
Кстати, еще до того, как оправдать убийство российского пилота, Тонер однозначно заявил, что, несмотря на отсутствие у Белого дома подтверждения, что самолет был сбит над турецкой территорией, американцы все равно будут поддерживать Турцию как своего союзника по НАТО.
Неудивительно, что на фоне этого в Европе оживились все русофобские силы, в первую очередь на Украине. Инициатор войны в Донбассе Александр Турчинов заявил, что его страна «в случае нарушения собственного воздушного пространства военными самолетами будет действовать так же, как турецкие Военно-воздушные силы». Пока что среди украинских «успехов» сбитый над Черным морем российский пассажирский самолет, в котором погибли 78 человек, в основном – граждане Израиля. Подозрения в причастности к гибели малайзийского «Боинга» с Украины также пока что не сняты в полной мере, а то, что официальные результаты расследования через почти полтора года после катастрофы так и не объявлены, усиливает их.
Одесский губернатор Михаил Саакашвили также выразил полную поддержку Турции, продублировав свой пост в «Фейсбуке» на турецком, украинском, русском и грузинском языках и проиллюстрировав фотографией, где Эрдоган скептически смотрит в журнал, который перед ним услужливо раскрыл бывший коллега.
Другое дело, что в НАТО нет того единства, какого хотелось бы Эрдогану или официальному Вашингтону. Заявление генсека альянса Йенса Столтенберга о том, что информация об инциденте с самолетом России других союзников по НАТО будто бы совпадает с данными Турции, впоследствии было названо его частным мнением.
Показательно, что европейские СМИ и их читатели также не спешат поддерживать Турцию. Британская The Independent опубликовала статью со сложносочиненным заголовком: «Турция годами позволяла джихадистским группам разрастаться, поэтому остерегайтесь реальных причин, по которым она сбила российский самолет». Более 12 тысяч репостов в социальных сетях, сотни комментариев в поддержку России. Резко осудила произошедшее Греция с ее исторически настороженным отношением к туркам. Греческие СМИ также напомнили, что в 2014 году было зафиксировано 1269 безнаказанных нарушений воздушного пространства Греции турецкими военными самолетами, а в текущем – 1233.
Даже в статьях, авторы которых пытаются оправдать Турцию, большинство комментаторов оценивают поведение турецких ВВС негативно.
Впрочем, и реакция СМИ, и возмущение граждан стран – членов НАТО, и даже дружественные по отношению к России заявления политиков не имеют особого значения в случае, если по отношению к Турции не последует никаких санкций со стороны руководства альянса.
Россия не спустит Турции этот агрессивный акт – это понятно. Но если НАТО сделает вид, что ничего страшного не случилось, что это было «недоразумение», касающееся лишь России и Турции, то нельзя исключить того, что в следующий раз удар по подлетевшему слишком близко к границе российскому самолету решит нанести, например, одна из стран Прибалтики. Или Польша, многие представители политической элиты которой параноидально уверены, что их президентский Ту-154 под Смоленском был преднамеренно уничтожен по личному приказу Путина.
Турция в данной ситуации повела себя как гопник, задирающий прохожих, зная, что у него за спиной стоит взрослая компания, которая, если что, не даст в обиду. И если НАТО не укоротит Анкару, то среди новых и потенциальных членов альянса появится много желающих получить аналогичную индульгенцию на беспредел – и немедленно ей воспользоваться.
Вот только, в отличие от ситуации с дворовым гопником, ставки в такой игре чересчур высоки.