Политика

16 декабря 2014, 08:51

Сеют панику и страх, чтобы вырастить ненависть

Фото: Сергей Метелица/ТАСС

Давление на Россию, призванное заставить ее изменить курс, а еще лучше и сместить Путина, строится на двойном расчете – посеять смуту внутри власти и панику, перерастающую в протест, в обществе. Финансово-экономическая турбулентность создает благоприятную атмосферу для перевода обеспокоенности в тревогу, тревоги – в страх, страха – в панику. Чтобы выстоять и победить, нужно пресечь эту возгонку ненависти.

Расчеты на верхушечный переворот и народную смуту хотя и связаны, но не тождественны – при начале политики блокады США в большей степени делали ставку на провоцирование бунта элит.

Пока что в русском обществе есть достаточный запас устойчивости и доверия к Путину, но по мере осложнения экономической ситуации прочность нашей страны будет подвергаться серьезным испытаниям

В которых, по их оценке, многие и так были недовольны жесткой политикой Путина по отстаиванию национальных интересов, приведшей к конфронтации с Западом, а уже после введения санкций и вовсе должны были чуть ли не предъявить Кремлю ультиматум (по крайней мере, это было главным доводом в пользу введения персональных санкций в отношении высших российских чиновников и ряда магнатов, известных старой дружбой с Владимиром Путиным).

Но вскоре выяснилось, что никаких признаков не то что дергания, но серьезных разногласий по поводу конфликта Запада в российском руководящем звене нет. А даже существующие расхождения никак не проявляются, что свидетельствует не столько о наличии наверху одних лишь единомышленников (так можно охарактеризовать лишь самый высший уровень, в частности, Совет безопасности), но и о высокой управляемости и степени доверия к Путину даже со стороны тех, кто был с ним не согласен.

Высшая управленческая элита (чиновники, руководители госкомпаний, заметная часть крупного бизнеса) настроилась на долгое, серьезное противостояние с США, понимая, что альтернативы ему просто нет, что уклониться от ответа на брошенный нам вызов было невозможно. А представители шестой колонны (откровенные западники) в российской элите не способны ни к какому верхушечному заговору по той простой причине, что они оттеснены от командных высот.

Сохраняя достаточно серьезное влияние на экономический блок правительства, российские либералы все-таки находятся на позиции исполнителей. Грубо говоря, нынешний финансово-экономический курс будут всего лишь плавно корректировать в сторону поддержки реального сектора до той поры, пока лично президент и его ближайшие соратники по Совбезу считают его в целом эффективным и исходят из того, что резкая смена принесет больше проблем, чем плюсов.

Как только в Кремле решат, что нынешняя финансово-экономическая модель нежизнеспособна и не обеспечивает развития страны в условиях экономической и холодной войны с Западом, смена политэкономической философии произойдет вне зависимости от сопротивления «старших экономистов».

Ожесточенные споры по поводу инфляции, валютного курса, кредитной политики, импортозамещения, крупных инфраструктурных проектов не стихнут, а будут набирать обороты в ближайшие месяцы, пока не приведут или к отставке кабинета министров и смене финансово-экономической политики, или же к началу экономического роста (из-за импортозамещения), который позволит либералам еще на какое-то время доказать Кремлю правильность проводимого ими курса. Но ни тот, ни другой вариант никак не приближают США к достижению их цели – падению Путина или его отказу от планов по выдвижению России на роль модератора процесса демонтажа однополярного мира.

Значит, давить на  Путина нужно с помощью возмущенного народа, то есть все того же сценария цветной революции. Но как сделать это в стране, в которой рейтинг президента колеблется между 80 и 90 процентами, а необходимость противодействия иностранному вмешательству и манипулированию осознается как одна из важнейших задач не только властью, но и большинством общества?

Играть на нагнетании тревожности и нервозности – сделать так, чтобы общество начало само сеять панику и заводить себя, дойдя в итоге до иступленной ненависти к власти. Никакого прямого участия в этом США и не требуется, весь необходимый для этого набор игроков и обстоятельств есть в постсоветской России, где успела сформироваться влиятельная гедонистическая космополитическая прослойка. Ее главный сегодняшний лозунг – «Все пропало» – начинает транслироваться во все сегменты общества, причем не имеет значения, что именно пропало, каждому предлагается свой выбор реальных или мифических потерь: пармезан, шоп-туры в Европу, Новороссия или смысл жизни.

Если истеричному меньшинству удастся заразить своей паникой заметную часть общественности, все пойдет по накатанной, как уже было в 1916–1917 и в 1986–1991 годах. Естественно, подобная стратегия может сработать только в том случае, если высшая власть не оказывает ей серьезного противодействия (как было в годы Первой мировой войны, когда все мысли императора были связаны с его деятельностью как главнокомандующего) или же вообще своими собственными действиями еще больше расшатывает как вертикаль власти, так и страну (это уже перестроечный опыт Горбачева). Только тогда доверие, которое морально и психически устойчивое большинство питает к власти, начинает подтачиваться, истончаться, и в какой-то момент общество оценивает действия правителя (да и в целом смотрит на все происходящее) глазами того самого меньшинства, которое еще вчера казалось ему гораздо более чуждым, чем далекая, но своя власть.

После чего часть народа впадает в апатию – «чума на оба ваших дома» – и отстраняется от власти, правда, не присоединяясь к ее ниспровергателям, а другая становится благодарной аудиторией для борцов с режимом. Пассивных наблюдателей на порядок больше, чем восторженных, сочувствующих «борцам», и на два порядка, чем самих активных ниспровергателей, но именно благодаря тому, что молчаливое большинство перестало считать власть своей, и становится возможным переворот.

Начинается смута, а когда правитель уходит или его свергают, выясняется, что, во-первых, это сделали ценой развала страны, а, во-вторых, новые власти оказываются на порядок хуже тех «предателей», от которых только что так счастливо избавились.

Пока что в русском обществе есть достаточный запас устойчивости и доверия к Путину (который сейчас выступает гарантом российской государственности в полном смысле этого слова), но понятно, что по мере осложнения экономической ситуации, которое неизбежно даже при максимально быстром развороте России с Запада на Восток и Юг и запуске импортозамещения и стимулирования промышленного производства, прочность нашей страны будет подвергаться серьезным испытаниям.

Сейчас абсолютное большинство людей понимает, чем руководствуется Путин. Понимает, что в идущей войне нужна внутренняя консолидация, объединение ради общей цели, ради общего дела (а оно максимально амбициозное – возрождение самодостаточной России). Понимает даже то, почему именно Путин не хочет заранее готовить народ к экономическим и социальным потерям, потому что действительно рассчитывает минимизировать их, а вовсе не из-за страха перед обвалом рейтинга.

Но уровень недоверия к элите все равно очень высокий, потому что немалая часть ее коррумпирована, безответственна, неэффективна, морально и идеологически чужда. Далеко не все там воспринимаются как «чужие», но многие, и это тот случай, когда несколько ложек дегтя портят всю бочку меда. «Элиту» терпят, тем более когда видят, как Путин пытается принудить ее к работе на общие интересы, как постепенно национализирует ее.

Но в ходе кризиса отношение к ней будет стремительно ухудшаться, если власть не начнет показывать примеры самоограничения, не начнет насильно и даже демонстративно сокращать разрыв между народом и управленческим классом (как социально-экономический, так и функциональный). Это не просто путь к справедливому обществу и эффективному государству, это важный ход в деле предотвращения смуты, ведь именно рост претензий к власти станет той платформой, через которую будут пытаться перекинуть мостик к Путину, к тому, чтобы обвинить его в предательстве Новороссии, рубля, России.

Другим способом предотвращения резкого роста народного недовольства могла бы стать ускоренная чистка элиты, но даже если Путин решится на ее начало в жесткой форме, за год кадровую революцию не проведешь. А именно ближайшие полгода-год станут самым сложным временем, потому что общая тревожность из-за финансовой и экономической неопределенности станет идеальной атмосферой для сеятелей страха и паники.

Посеяв панику, они будут ежедневно удобрять ее в ожидании всходов ненависти. Для того чтобы они не взошли, мало уповать на мудрость и силу русского народа, на волю и опыт Путина и на их любовь к России. Во время шторма нужно приготовить всех к испытаниям, замазать щели и построить распустившуюся «элиту», напомнив ей, что она выживет, только если снова станет служивым сословием.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Госдума решила обязать мигрантов проходить медосмотр после въезда в Россию
Темы дня

Почему Макрон захотел говорить с Россией

Москва и Париж возобновили контакты на техническом уровне. Как заявил президент Франции Эммануэль Макрон, эту же линию должны поддержать другие страны Европы. Тем не менее в экспертном сообществе сомневаются в искренности главы Пятой республики. Почему именно французский лидер активнее других высказывается о возобновлении диалога с Россией и стоит ли доверять ему?

Культ личности породил конфликт между США и Польшей

Кадровая политика президента США Дональда Трампа довела до немыслимого – до дипломатического конфликта с поляками, которые всегда были рады услужить американцам. Но иначе и быть не могло, если доверять дипломатию специалистам по телешоу и наступать Трампу на больное место. А поляки наступили.

Лавров назвал новые варианты соглашения по Украине «изнасилованием» версии США

Трамп изменил заявление о закупках Индией российской нефти

Богомолов отказался от должности ректора МХАТ

Новости

Австрия пожаловалась на удушающие цены на энергоносители

Европейская промышленность сталкивается с серьезными трудностями из-за высоких цен на энергоносители, заявил канцлер Австрии Кристиан Штокер.

Таксисты в Шереметьево для ограбления бойцов СВО использовали снотворное

Банда таксистов использовала одурманивающие вещества для ограбления участников специальной военной операции, прибывающих в Шереметьево.

Трамп выступил против аннексии Израилем Западного берега реки Иордан

Президент США Дональд Трамп высказался против шагов Израиля по аннексии территорий на Западном берегу реки Иордан, подчеркнув, что сейчас для Вашингтона есть более приоритетные вопросы, сообщает Axios.

Грузинский эксперт призвал Азербайджан и Армению не впадать в эйфорию

Внимание трамповской администрации к региону Южного Кавказа пока является дозированным, поэтому лучше не впадать в эйфорию и не повторять прежних ошибок, заявил газете ВЗГЛЯД грузинский эксперт Петрэ Мамрадзе.

Свидетели подтвердили вину покушавшихся на генерала Алексеева

Доказательная база против фигурантов дела о нападении на высокопоставленного генерала Владимира Алексеева подкреплена свидетельскими показаниями.

Сварщики обогнали айтишников по уровню зарплат в России

Представители рабочей специальности – сварщики – неожиданно опередили сотрудников IT-сектора по уровню предлагаемых доходов, им готовы платить 267 тыс. рублей.

Главком ВС Норвегии заявил о риске «захвата земель» Россией

Руководство норвежских военных не исключает сценарий проведения Москвой наземной операции на севере Норвегии ради обеспечения безопасности стратегических объектов, заявил глава норвежских вооруженных сил Эйрик Кристофферсен.

Пашинян сравнил священников Армянской церкви с исламистами

Премьер-министр Армении Никол Пашинян сравнил оппозиционно настроенных священнослужителей Армянской апостольской церкви с радикальными исламистами.

Politico сообщила о расколе в ЕС накануне важного саммита

На предстоящем саммите лидеров Евросоюза в Брюсселе вновь обострились споры по поводу оборонных проектов, экономических реформ и отношений с США, пишет газета Politico.

FT: Зеленский может объявить о выборах и референдуме 24 февраля

Владимир Зеленский может объявить о проведении президентских выборов и референдума по вопросам урегулирования конфликта на Украине уже 24 февраля, сообщили СМИ.

ЦБ предложил решение спора банков и маркетплейсов

Банк России предложил перейти к открытой модели участия банков в скидочных программах маркетплейсов, что должно обеспечить равные условия для всех финансовых организаций.

На Украине разрешили принудительную эвакуацию детей без согласия родителей

Верховная рада приняла закон, который позволяет украинской полиции принудительно эвакуировать детей с территорий, где ведутся боевые действия, без согласия родителей, сообщило МВД Украины.
Мнения

Владимир Можегов: Правительство Британии идет на дно на фоне Эпштейн-скандала

Британское правительство получило несовместимую с жизнью пробоину и самым очевидным образом тонет, увлекая за собой, возможно, и большую часть британского истеблишмента. И не только британского.

Тимофей Бордачёв: Хорошими дипломатами можно быть и в плохие времена

Почему разговоры о том, что российская дипломатия ведет себя «слишком» сдержанно, как и насмешки над «выражением озабоченностей» и бесконечным определением «красных линий» выглядят наивно?

Сергей Худиев: Как свобода абортов может привести к несвободе нации

Дети, абортированные 20-30 лет назад, уже были бы работниками и налогоплательщиками. Но их нет – и значит, надо повышать пенсионный возраст и импортировать работников из других стран. К чему приведет этот процесс, нетрудно догадаться.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов