Великобритания стала единственной страной, отказавшей России в сотрудничестве по делу главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера.
Со времен Николая I за всю историю российско-британских отношений Англия впервые выдала нам человека – обычного хулигана
Как сообщил во вторник замгенпрокурора Александр Звягинцев, ранее Москва направила несколько запросов об оказании международно-правовой помощи по этому делу в Великобританию, Латвию, Эстонию, Кипр и Украину. «За исключением Великобритании, все остальные страны добросовестно выполнили наши международные следственные поручения, что позволило следователям провести качественно и оперативно расследование», – приводит его слова РИА «Новости».
Однако, по его словам, британская сторона отказалась от выполнения просьбы российских коллег, ссылаясь на то, что выполнение запроса может нанести ущерб суверенитету и национальным интересам Великобритании.
Браудер стал далеко не первым преступником, которого взялся укрывать Лондон. Ранее Москва несколько лет безуспешно пыталась добиться от британских властей выдачи теперь уже покойного олигарха Бориса Березовского и экс-эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева.
«Со времен Николая I за всю историю российско-британских отношений Англия впервые выдала нам человека – обычного хулигана. А вот других – мультимиллионеров и миллиардеров, которые продолжают отмывать деньги на Туманном Альбионе, – к сожалению, не выдает. Мы надеемся, что Великобритания прислушается к голосу международного сообщества и выдаст нам людей, преступивших закон», – констатировал Звягинцев.
Впрочем, эксперты не разделяют надежды Генпрокуратуры. Член Общественной палаты России Сергей Марков уверен в том, что политические преступники, укрывшиеся в Лондоне, недоступны для российского правосудия. «Обычных бандитов, может быть, и выдают, хотя нам такие случаи неизвестны. По большей части речь идет о людях богатых, а там, где миллиарды, – там всегда политика. По общепринятой британской логике, если есть хотя бы малейшее подозрение в том, что человек связан с политикой, не выдавать его никаким государствам. В этом смысле Браудер для них не исключение», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
Марков уверен, что глава фонда Hermitage Capital использует дело Магнитского ради собственной выгоды. «Магнитский здесь ни при чем, Магнитский – это просто человек, которого Браудер использовал при жизни в качестве юриста, оправдывающего его воровство. Браудер довел Магнитского до конфликта в тюрьме, который и привел к его гибели. Магнитский – это просто инструмент в его руках, в некотором смысле уникальный: Браудер использовал его при жизни, затем довел до смерти, а теперь продолжает использовать и после смерти. Первичен сам конфликт с Браудером, который сам по себе довольно энергичен и не просто прячется от российского правосудия, но прячется, активно атакуя, по сути дела, занимаясь шантажом, делом, за счет которого он всегда зарабатывал свои деньги», – пояснил он.
Напомним, в июле Тверской суд Москвы признал виновными аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского и главу организации Уильяма Браудера в уклонении от уплаты налогов в России на сумму более 500 млн рублей, заочно приговорив последнего к девяти годам колонии общего режима.
Кроме того, МВД подозревает Браудера в причастности к хищению акций Газпрома. Браудер, по версии следствия, только от имени ООО «Камея» незаконно приобрел по низкой внутрирыночной цене более 130 млн акций ОАО «Газпром» на сумму не менее 2 млрд рублей, чем причинил ущерб России в особо крупном размере.
Еще в апреле суд санкционировал заочный арест Браудера. После этого, как писала газета ВЗГЛЯД, сам Браудер выразил опасение, что будет подвергнут экстрадиции в Россию. Ранее телеканал НТВ показал фильм-расследование о деятельности Браудера в России. Журналисты в нем утверждали, что Магнитский был единственным человеком, кто мог дать показания на Браудера. Однако он молчал в соответствии с указаниями Браудера, надеясь, что последний поможет ему выйти из тюрьмы. И уже после смерти Магнитского Браудер начал раскручивать историю вокруг якобы убитого в тюрьме юриста, хотя Магнитский работал в фонде как бухгалтер.
Впоследствии российские парламентарии и министр иностранных дел Сергей Лавров обвинили Браудера и в лоббировании так называемого списка Магнитского. «Обращает на себя внимание, что в список занесены фамилии тех, кто может дать конкретные показания по делу Магнитского, в том числе по весьма неприглядной роли в этом деле господина Браудера, теперь этим гражданам запрещен въезд в США», – заявлял, в частности, вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин.
Спустя несколько дней после вынесения судебного вердикта Россия обратилась в Интерпол с запросом об объявлении Браудера в международный розыск. Однако тот удалил фамилию гражданина Великобритании из базы розыска, сославшись на то, что дело против него было политически мотивированным.
В ответ на это МВД потребовало от организации объяснений. «МВД России продолжает считать Интерпол организацией, которая в своей деятельности руководствуется не политическими решениями и оценочными суждениями, а действует исключительно в рамках международного права и Конституции организации», – подчеркивалось в заявлении ведомства.
Позднее стало известно, что в сентябре Москву может посетить глава Интерпола Рональд Ноубл, чтобы обсудить с российскими следователями возникшую ситуацию.