Идея «народного схода» на Манежной площади появилась еще до оглашения приговора, как только прокурор потребовал приговорить Навального к 6 годам лишения свободы. Вынесение вердикта было отложено, а идея осталась. И циркулировала в социальных сетях.
Митрохин при этом заявил, что не станет снимать свою кандидатуру с выборов мэра Москвы
К 17.30 Манежная площадь была блокирована полицией со всех сторон. Сторонники Навального собирались на тротуарах у гостиницы «Москва», у здания Госдумы и гостиницы «Националь» и не знали, что им дальше делать. Раз акция несанкционированная – организаторов нет. Вообще неизвестно, кто ее придумал. Сама идея возникла в «Фэйсбуке». Лидеры оппозиции – члены Координационного совета – находились в Кирове, где Навального, приговоренного к 5 годам лишения свободы, отправили в СИЗО.
К 19.00 у здания гостиницы «Москва» появились кандидат в мэры Москвы от партии «Яблоко» Сергей Митрохин и выдвинутый «Яблоком» в кандидаты на пост губернатора Московской области экс-депутат Геннадий Гудков. Они активно общались с журналистами, осуждая приговор Навальному. Митрохин при этом заявил, что не станет снимать свою кандидатуру с выборов мэра Москвы, а именно к этому его призывали сторонники Навального – «сняться с выборов в знак солидарности». «Изменить власть можно, только побеждая на выборах, а отказываться от выборов – означает оставлять поле боя мародерам. Я этого делать не стану», – отрезал Митрохин. И пошел бродить по тротуарам, протискиваясь между омоновцами и попутно пытаясь усовестить полицейских, которые время от времени оттесняли граждан в сторону метро.
Что делать дальше, было непонятно. Сторонники Навального принимались скандировать: «Свободу Навальному!», «Навальный! Навальный!». Ну и давно привычные лозунги протестных акций: «Мы здесь власть!», «Свободу!». Еще они аплодировали гудевшим автомашинам, воспринимая сигналы клаксонов как поддержку Навального. Делать в общем-то было нечего.
В какой-то момент небольшая группа участников акции прорвалась на Тверскую и перекрыла движение. Полицейские задержали несколько человек и восстановили порядок. И даже не стали разгонять собравшихся, хотя повод был. Не говоря уж о скандировании – явно признаке массового публичного мероприятия. Через пару часов давление и вовсе ослабло. Полиция выставила оцепление вдоль тротуаров, чтобы люди не выходили на проезжую часть. И они не выходили. Стояли, скучали. Кричали. Ждали, когда же начнут «винтить». Но задерживали лишь наиболее активных, рвавшихся на проезжую часть или демонстрировавших плакаты.
Уехали Митрохин и Гудков. Часть протестующих ушла тоже – ничего ведь не происходит. «Обсуждать приговор», как писали инициаторы акции, никто не хотел. С кем его обсуждать, если собравшиеся единодушно считают его политической расправой? Друг с другом? Так темы для дискуссий нет.
Когда людей стало поменьше и появилась возможность пройти к зданию Госдумы, обнаружилось, что его фасад изуродован наклейками и листовками в поддержку Навального. Особенно досталось будке охраны. Пострадали и пластмассовые барьеры, которые используются на думской парковке. Их изрядно помяли, превращая в сидения.
В 23.00 полиция начала вытеснять протестующих от гостиницы «Националь» и здания парламента к метро.
И тут глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов выступил с сенсационным заявлением. Сначала он заявил, что «стихийные акции ни к чему хорошему не приводят». И напомнил, что дата приговора Навальному была известна заранее и его сторонники могли бы провести легальный митинг. А потом сообщил, что он, оказывается, был согласован мэрией Москвы. «Митинг в поддержку Навального был согласован мэрией Москвы, 18 июля, с 14.00 до 22.00 часов», – сказал Федотов, и, как говорится, выразил недоумение в связи с тем, что сторонники Навального не воспользовались этой возможностью.
Итог же «народного схода» оказался не слишком впечатляющим для оппозиции. По данным полиции, в нем приняло участие 2500 человек. По неофициальным данным – на пике было 4000 человек. Не так уж много, если сравнивать с акциями протеста зимы 2011–2012 года. «Душераздирающее зрелище», – как говаривал герой популярного мультфильма.
Не удалось втянуть и полицию в уличные бои. 100 задержанных. Мостовые не были залиты кровью. Ни свиста полицейских дубинок, ни клубов слезоточивого газа, ни водометов у стен Кремля. Так что режим никак не удастся вновь объявить «людоедским» и украсить соцсети впечатляющими фотографиями жестоко избитых оппозиционеров.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ