Правозащитники в четверг выступили с отповедью в адрес экс-кандидата в мэры Москвы Алексея Навального, который ранее назвал их «сборищем жуликов».
Они привыкли быть рукопожатными правозащитниками, получать гранты, ездить в Страсбург. А Навальный и Толоконникова для солидных либералов всегда были пушечным мясом
Член президентского Совета по правам человека, директор Московского бюро по правам человека, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Александр Брод напомнил, что некоторое время назад Навальный предлагал скормить политологов зверям в зоопарке. «Выборы мэра закончились. Ему не удалось доказать массовые фальсификации, о нем стали забывать – и Навальный решил напомнить о себе кухонными разоблачениями», – сказал Брод газете ВЗГЛЯД.
По словам правозащитника, «выпячивание себя» – это из арсенала традиционных средств Навального. «Сгущение красок, истерия, самопиар. В ходе кампании по выборам мэра Москвы он позиционировал себя как борец за справедливость. В то же время некоторые муниципальные депутаты из Новой Москвы, избиратели обращались в ассоциацию «Гражданский контроль» с тем, что Навальный вообще не посетил эту территорию, которая по своей территории не уступает Москве. Поэтому лишний раз это подтверждает, что проблема его не волнует, главное – поднять шум, поднять пену и быть замеченным, а дальше – гори все синим пламенем», – уверен Брод.
«Ты чего, обалдел?»
Ранее в блогосфере началось бурное обсуждение выпада оппозиционера Алексея Навального в адрес правозащитников. «Я эту «правозащиту» знаю много лет как облупленную. Нет никакой правозащиты. Пара нормальных человек есть и сборище жуликов», – написал в своем «Твиттере» Навальный. Экс-кандидат в мэры заявил, что, например, «для привлечения внимания к проблеме прав заключенных Толоконникова сделала больше, чем куча правозащитников за несколько лет».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в конце сентября участница группы Pussy Riot Надежда Толоконникова* пожаловалась на условия заключения в мордовской исправительной колонии. В колонию после этого прибыла делегация членов президентского Совета по правам человека, которые пришли к выводу, что акцию Толоконниковой заранее спланировали ее муж и адвокат с целью самопиара.
На выпад Навального тут же отреагировали сами правозащитники. Другой член СПЧ, глава «Агоры» Павел Чиков* ответил: «Ты чего, обалдел? А кто это все вместе с ней делает-то?» Тогда Навальный попытался уточнить свое мнение: «Ну перефразирую: «Толоконникова и те, кто занимается ею сейчас». На что Чиков посоветовал оппозиционеру не портить «отношения с правозащитой». «Среди занимающихся Надей целый непубличный список тех самых», – отметил он. Однако Навальный довольно грубо предложил Чикову прекратить дискуссию: «Паштет, ты чего с утра развыступался-то? Ну придумайте себе какое-то новое слово, а не «правозащитники».
«Семь дней в неделю волонтерская работа»
В заочный спор вступила Анна Каретникова из «Мемориала». Каретникова спросила, действительно ли Навальный считает ее и ее товарищей «скопищем жуликов». «Тебя? Нет, конечно, с чего ты взяла? Но, конечно, в целом «правозащитные» тусовки считаю скопищем жуликов и бездельников», – ответил Навальный. Тогда Чиков предположил, что нормальные правозащитники – те, кто дружит с Навальным. «Мы дружим с Навальным, поэтому мы нормальные», – написал он.
Однако Каретникову такие оправдания не устроили, и она решила подробно ответить Навальному в своем блоге на сайте «Эха Москвы». Она напомнила, что в «Мемориале», где она работает, перед выборами 8 сентября произошел раскол из-за кандидатуры Навального. При этом она подчеркнула, что эта поддержка вовсе не означала, что тем самым Навальному была выражена симпатия.
«Те, кто его поддержал, услышали, что они – фашисты, расисты и популисты. Но мы, поддержавшие его, – не в меньшинстве. А поддержали не потому, что мы обожаем Навального, а потому, что мы, взвесив плюсы и минусы, посчитали его кандидатуру эффективной и оптимальной. Мы поддержали», – написала Каретникова.
Каретникова, которая одновременно входит в качестве заместителя председателя в московскую Общественную наблюдательную комиссию (ОНК) и официально следит за состоянием пенитенциарных учреждений, также напомнила Навальному про условия, в которых приходится работать правозащитникам. По ее словам, у нее зарплата 40 тысяч и при этом «семь дней в неделю волонтерская работа». «Это значит – бесплатная. Включая ночи», – сообщила она.
«Такая ревность со стороны «стариков»
Профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев уверен, что оценку Толоконниковой дали заключенные мордовской колонии, которые сказали, «что она занимается пиаром исключительно в своих интересах».
При этом эксперт называет Навального и Толоконникову «одного поля ягодами». «Они в данном случае стараются работать друг на друга. Он использует ее «славу». Почему к Навальному такая ревность со стороны «стариков»? Они привыкли быть рукопожатными демократами и правозащитниками, получать гранты, ездить в Брюссель или Страсбург. Это как бы солидные люди. А Навальный и Толоконникова для солидных либералов всегда были пушечным мясом», – сказал Матвейчев газете ВЗГЛЯД.
Однако, по его словам, Навальный и Толоконникова обошли многих оппозиционеров на повороте, «генерируя кучу информационных поводов». «Навальный и Толоконникова являются тем поколением революционеров, которых Достоевский описал в книге «Бесы». Это просто одержимые люди, которые давно пребывают в измененном состоянии сознания, которое называется отчаянием. Это накручивает людей, создает сектантское мышление, которое они редуцируют. Всякое безумие заразно», – уверен эксперт.
Напомним, что за последние месяцы Навальный не впервые допускает грубые выпады в адрес своих же ближайших соратников. В середине сентября Навальный заявил, что международный экспертный клуб «Валдай» – это «300 бездельников», в том числе и его коллеги по оппозиции. Напомним, что в заседаниях клуба участвовали и недавние соратники Навального по КС оппозиции: Ксения Собчак, Илья Пономарев*, Владимир Рыжков и Геннадий Гудков.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом