Во вторник сотни высших военачальников и ветеранов пришли в Культурный центр Вооруженных сил, чтобы проститься с экс-министром обороны России, генералом армии Павлом Грачевым, который ушел из жизни в Москве в минувшее воскресенье. Также попрощались с Грачевым известные государственные и военные деятели 1990-х годов, в том числе Геннадий Бурбулис, Павел Бородин, Олег Сосковец, Михаил Барсуков, Анатолий Квашнин и другие.
Тогда Грачев не обладал такими возможностями, чтобы проводить такие реформы, которые проводит Сердюков
У гроба с телом Грачева было множество венков и цветов, в том числе от президента РФ, премьер-министра, Министерства обороны, МВД, а также от других министерств и ведомств, ряда государств СНГ и ОДКБ. Похороны Грачева пройдут на Новодевичьем кладбище.
Напомним, Павел Грачев участвовал в войне в Афганистане, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1991 года, занимая пост главкома ВДВ СССР, он выполнил приказ о введении войск в Москву, отданный министром обороны Дмитрием Язовым, членом ГКЧП. Однако затем перешел на сторону президента России Бориса Ельцина.
В 1992 году стал первым генералом Российской армии и фактически первым министром обороны России (формально первым был сам Ельцин). При нем прошло первое массовое сокращение личного состава армии, проведен вывод войск из стран центральной Европы и Прибалтики. Грачев не раз подвергался обвинениям в коррупции, в связи с чем за ним закрепилось прозвище Паша-Мерседес. С его именем связывали произошедшее в октябре 1994 года убийство журналиста газеты «Московский комсомолец» Дмитрия Холодова, который резко критиковал лично Грачева. Однако в судебном порядке причастность министра к гибели репортера не была доказана, убийцы Холодова официально не установлены.
В конце ноября 1994 года президент поручил Грачеву операцию по разоружению бандформирований в Чечне. В декабре 1994 года – январе 1995 года из штаба в Моздоке Грачев лично руководил боевыми действиями. После провала нескольких наступательных операций в Грозном вернулся в Москву. Отправлен в отставку в июне 1996 года.
Позже занимал пост советника генерального директора Рособоронэкспорта. С 2007 года стал главным советником генерального директора омского производственного объединения «Радиозавод им. А.С. Попова». В том же году был уволен в запас.
О том, что удалось и чего не удалось сделать Грачеву, в чем его главные достижения, газете ВЗГЛЯД рассказал бывший начальник Главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин.
ВЗГЛЯД: Виктор Иванович, многие аналитики говорят, что Грачев был хорошим главкомом ВДВ, но слабым министром, не успел набраться достаточного опыта. За что Ельцин его так быстро возвысил – с поста главкома сразу до министра? Только ли в благодарность за то, что в августе 1991 года Грачев перешел на его сторону во время противоборства с ГКЧП?
Виктор Есин: Да, за то, что он поддержал Ельцина в период серьезного кризиса с ГКЧП.
ВЗГЛЯД: Известно, что в декабре 1994 года Грачев пытался, насколько мог, оттянуть ввод войск в Чечню. Однако затем, если уж он подчинился приказу сверху, то почему не было проведено качественной подготовки, чтобы снизить людские потери при штурме Грозного. Почему, на ваш взгляд, этого не было сделано?
В.Е.: Грачев делал бравые заявления, что заберет одним десантным полком Грозный. Но на самом деле он понимал, что это не так. Когда состоялось заседание военной коллегии, перед тем как было принято решение в отношении Чечни, коллегия убедила его, что делать этого сейчас нельзя, а если вводить войска, то надо подготовиться.
Он с таким мнением коллегии в конце концов согласился и поехал к Ельцину, а вернулся от него с совсем другим мнением, видимо, получив приказ. Это было политическое решение, а не его собственное. Он был вынужден выполнять политическое решение. Как мне представляется, он понимал, что та группировка, которая была создана, не была готова к выполнению задачи.
ВЗГЛЯД: Какие из реформ, которые ведет нынешний министр обороны Анатолий Сердюков, можно было провести и при Грачеве?
В.Е.: Тогда Грачев не обладал такими возможностями, чтобы проводить такие реформы, которые проводит Сердюков. Это надо объективно сказать. Тогда офицерам не платили деньги по три месяца. О каких тут реформах можно говорить?
Единственное, что делал Грачев, – сокращал численность вооруженных сил, чтобы уменьшить число выплат. А структурные изменения, повышение качества... Даже если бы он умел это делать, то вряд ли сделал бы из-за финансирования, которое было.
ВЗГЛЯД: Можно ли уже тогда было резко сократить армию и тем самым улучшить обеспечение тех, кто остался? Например, некоторые экономисты предлагали распустить офицеров, раздав им наделы земли, или обеспечить их жильем за счет массовой приватизации лишних военных городков, примерно то, чем сейчас занимается Сердюков...
В.Е.: Мог ли он этого добиться? Тут палка о двух концах. Выкинуть офицеров и оставить их безработными – да. Но если наделить их землей, я не знаю, прошло бы это или нет.
ВЗГЛЯД: Что в целом удалось Павлу Грачеву, а что не удалось? Что он в армии смог спасти, а что не смог?
В.Е.: Удалось, если говорить по-крупному, удержать вооруженные силы от развала. Но поднять на новый качественный уровень вооруженные силы Грачев не смог. Не только из-за того, что не обладал необходимым организационным опытом, но и финансовые возможности государства были тогда весьма ограничены.
ВЗГЛЯД: Почему его любят, как говорят многие, только ВДВ, а остальные рода войск поминают недобрым словом?
В.Е.: При нем я служил в РВСН. Я закончил службу примерно в конце 1996 года. Я скажу, что в ракетных войсках к нему нет отторжения. Он не очень понимал, надо признать, существо воинской службы в ракетных войсках, но понимал их значимость и, по крайней мере, не мешал. А это уже хорошо.